В Третьяковку я попал в дошкольном возрасте с мамой, тогда меня интересовали не картины, а юные художники, рисовавшие репродукции с произведений искусства.
Встреча с Врубелем
Самостоятельное посещение Третьяковки произошло на первом курсе Университета, вряд ли я задерживался у картин Врубеля, меня завораживали произведения Верещагина.
После третьего курса приятель и я, возвращаясь из пешего похода по Карпатам, оказались в Киеве. В первый раз у меня отвисла челюсть при посещении Владимирского собора, поразили иконы Врубеля, бездонными омутами глаз.
Вторым местом поклонения был Андреевский спуск с домом Булгакова, рядом с которым оказался Исторический музей, при выходе из которого познакомились с местной барышней. Вот тут и началось настоящее знакомство с Киевом, девушка оказалась сотрудницей Исторического музея и начала нас таскать по городу.
Необыкновенная церковь
Храм во имя святых Кирилла и Афанасия возвели в XII веке в качестве главного собора Кирилловского монастыря.
В церкви обрёл вечный покой герой «Слова о полку Игореве» киевский князь Святослав Всеволодович.
Не понятно, чем не угодили монахи Кирилловского Свято-Троицкого монастыря Екатерине II, по указу императрицы обитель была преобразована в больницу. Больше всего досталось церкви, внутренние стены полностью оштукатурили и покрыли белой краской.
В 1806 году больницу преобразовали в лечебницу для душевнобольных.
В 60-х годах позапрошлого века при проведении ремонтных работ открылись древние фрески.
Чуть ли не через двадцать лет на роспись обратил внимание искусствовед Адриан Викторович Прахов, затеял реставрацию Кирилловской церкви и пригласил в коллектив исполнителей работы одного из лучших студентов Петербургской Академии художеств Михаила Врубеля.
Студент с головой ушёл в работу «поновления» по контуру старых фресок и созданию новой росписи, применяя многовековую иконографическую традицию древнерусского искусства. Ни о каком продолжении учёбы не могло идти речи, кроме того, с мальчишкой произошёл казус, он влюбился в супругу своего патрона. Надо заметить, что в женщину такой красоты грех было не влюбиться, судите сами.
Благодаря художнику с лицом этой женщины знаком весь мир, она смотрит с картин и икон, написанных Врубелем.
Хотя на взгляд Поленова:
Супруга Прахова Эмилия Львовна оказалась женщиной некрасивой, экстравагантной, но в общем приятной и гостеприимной.
Поговаривали, что Врубель настолько потерял голову от Эмилии Львовны, что попросил её руки у супруга. Какому мужику это понравится, так что Прахову пришлось спровадить назойливого поклонника за границу от греха подальше. Венеция существенно повлияла на творчество юного художника.
Больница для душевнобольных
Наша знакомая потянула нас в Кирилловскую церковь, сами мы, никогда бы не забрели в этот конец Киева. Храм расположен на территории лечебницы для душевнобольных, во времена моей юности всё было демократичней, больные в типичных байковых халатах разгуливали вокруг храма господнего.
В церковь никого не пускали, в тот момент велась реставрация, наша спутница имела отношение к этой работе, благодаря чему мы попали в храм.
В моей памяти всплывает небольшая церквушка, но всезнайка интернет подсказал, я ошибаюсь - это храм внушительных размеров.
Поднявшись по строительным лесам к месту работы реставраторов, произведениям Врубеля, это был портрет апостола, написанный по сырой штукатурке, в одном из барабанов бокового купола. Нимб святого не был выписан, а просто забит крупной кистью ярко-жёлтой краской, что производило эффект игры солнечных зайчиков. Реставраторы, не мудрствуя лукаво, просто закрашивали нимб светлой охрой.
При моём следующем посещении матери городов русских храм был отделён от самой большой в Европе больницы для душевнобольных.
От судьбы не уйдёшь
Однажды Врубель заметил: - «Я фаталист», и вся жизнь художника подтверждает это заявление. Началом творческого пути можно считать фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов» на хорах Кирилловской церкви на территории больницы для душевнобольных. Само изображение святых во фреске посвящено мистической ситуации. Свой век Врубель закончил в доме скорби.
След фатума заметен не только в жизни художника, но и во врубелевских произведениях, их сюжетах и персонажах.
Выставка в новой Третьяковке
К 165-тилетию со дня рождения Врубеля Третьяковская галерея совместно с Эрмитажем организовали грандиозную выставку в помещении новой Третьяковки. Экспозиция заняла все три этажа этого внушительного здания.
Нет такого жанра изобразительного и монументального искусства, в котором не проявилась талантливость Михаила Врубеля, за что многие недоброжелатели называли его дилетантом.
Живописные полотна
Гениальность Врубеля блещет вдохновением и поэзией на фоне унылой российской живописи рубежа веков. Искусствоведы взахлёб рассказывают об аллегории в работах мастера, по поводу иносказательности на ум приходит фрагмент из пьесы Леонида Андреева «Монумент».
*Начало фрагмента
В городе Коклюшине на центральной площади решили соорудить памятник Пушкину, комиссия перед сложным вопросом к какому заведению развернуть монумент спиной, выбор пал на свечной заводик.
Мухоморов (небрежно). Да и расписывать нечего, все и так ясно… Конечно, здесь есть маленькая аллегория или символ, как говорится, но для тонкого ума это не представляет затруднений. Господа, – а что такое свеча?
Подавленное молчание.
Голова. Свеча, ну, и свеча, – да не пугай ты, Христа ради!
Мухоморов. Так-с. Свеча – это свет, не правда ли? Следовательно, к кому станет задом ваш господин Пушкин? (Поднимаясь.) К свету-с! К просвещению! (Свистящим шепотом.) К самому министерству народного просвещения!
*Конец фрагмента
На мой взгляд, важнее эмоциональное воздействие на зрителя - это чувственность работ.
Эффект от картины усиливается неестественностью сюжета, например, нехарактерная поза.
*Ф 12 Врубель "Демон поверженный"
У мастера множество таких примочек.
Акварель Врубеля
Художник много возился с водяными красками. Врубель не изобрёл многослойный способ создания акварельных работ, им пользовались маститые художники, среди них – Илья Репин, Василий Суриков и другие. Тем не менее этот метод назван именем Врубеля, Михаилу Александровичу нравилась акварель, как своенравный материал хотя многие мастера использовали её для подсобной работы.
Художник довёл методику до совершенства, разбив её на четыре этапа, вначале работа выполняется карандашом средней мягкости с лёгким нажимом, не травмируя бумагу. Зачастую это черновик, который переносится с помощью кальки, этап необходимо реализовывать подробно со всеми границами между полутонами, тенями и бликами.
Затем первая заливка, пятна слегка покрываются средним цветом предмета, блики и самые светлые тона не трогаются. Врубель пробовал полученный цвет на отдельном листе бумаги, на палитре акварель выглядит немного не так, тон бумаги теплее белой палитры.
Следующий этап, выполняемый после просушки, заключается в формировании объёмов, вначале уточняются отдельные плоские пятна, доводя цвет до нужной силы, угловатые участки размываются, мягко моделируя форму.
В заключение наносятся мелкие штрихи тонкой кисточкой чтобы перекрыть оставшиеся промежутки лёгким слоем синего кобальта или охры.
Кобальт и охра – это божественные краски. Они соединяют между собой все разрозненные тона. Ты можешь удалить нужный план уже готовой акварели тем, что быстро покроешь его легким тоном кобальта, и красное при этом не станет лиловым, а жёлтое зелёным. Они только потухнут и уйдут на задний план
М. Врубель
Керамическая живопись
Постигать тайны гончарного промысла Врубель начинает в мастерской имения Абрамцево, переросшей в гончарный завод С. Мамонтова. Здесь появляются его первые шедевры из обожжённой глины, расписанной глазурью.
Пластический материал позволял художнику преодолеть плоскую поверхность холста, придать ему объём и форму, вылепленные фигуры начинают влиять на масляные мазки картин, выражая масштабную осязаемость. Врубель открывает новые возможности майолики, используя наплывы тёмных оттенков в углублениях форм.
Руками живописца глина превращается в каменную глыбу -- основу для росписи красками, пересечение граней и плоскостей демонстрирует фантастическую игру цвета, внутреннюю силу и свет персонажа.
Изразцовые камины и печи
Гончарный завод Мамонтова не мог не обратить внимание на печные изразцы, естественно, в этом производстве участвовал и Врубель. Плитка ручной работы мастера, украшает лучшие дома тех времён. Тщательно проработанные детали, гармонично дополняют тематическое содержание, а виртуозность и красота исполнения изразцов заливать жилище теплом рук мастера.
Вершиной каминного оформления стал очаг «Встреча Волги и Микулы Селяниновича», созданный по заказу Саввы Мамонтова. Не оглядываясь на общепринятые каноны, Врубель, используя новый метод декорирования, создаёт из камина керамическое панно. В основе сюжета столкновение двух былинных героев, авторскими приёмами художник чётко прорисовывает мимику, жесты и черты характера образов. Ярость и надменность Волги против спокойной уверенности русского богатыря Микулы питающего силу в труде землепашца.
Об организации выставки
Надо отдать должное организаторам экспозиции, они собрали более 220 произведений из коллекций Русского музея, третьяковской галереи и частных собраний Москвы и Петербурга. Были представлены все сферы изобразительного искусства, в которых воплощён талант гениального художника, рядом с признанными шедеврами экспонировались работы малоизвестные широкому зрителю.
Интересно был представлен жизненный путь Врубеля.
Кроме работ Врубеля, демонстрировался видеоряд, посвящённый Забеле-Врубель.
Доказательство, что предыдущее фото с выставки, посвящённой юбилею Врубеля.
Поражает, обилие работ, представленных в экспозиции, забыли разве что фасад московской гостиницы «Метрополь».
Заключение
Если перед вами встаёт вопрос: - «Как провести свой досуг?». Не задумываясь, отправляйтесь в Третьяковку или Русский музей. Наверняка получите эстетическое наслаждение от созерцания работ Врубеля.
Если вам понравилась статья (или не понравилась), оставляйте ваши комментарии, мне очень интересно знать ваше мнение!
Не забудьте поделиться информацией в социальных сетях и обсудить статью, если она вас зацепила.
Оставить комментарий