С этим художником я познакомился заочно и совершенно случайно. Хотя я обитаю в окрестностях Тарусы более семи лет, но ещё многое не открыл для себя в этом городке. Прогуливаясь по Тарусе, я наткнулся на школьную библиотеку, с уникальным оформлением фасада здания. Пришлось наведаться во дворец книги ещё раз, где мне рассказали, что автор оформления фасада здания Протвинский художник Андрей Волков. В Тарусе есть и другие работы этого автора, например, на доме Верзилиных.
Андрей Волков - золотые руки Мастера
Моя хорошая знакомая, гостившая в Ладыжино, взахлёб рассказывала о посещении студии в Дракино, скульптура работающего в технике сварного металла. Мне захотелось познакомиться с Мастером, наконец мне прислали номер телефона скульптора.
Я созвонился с Андреем Николаевичем и договорился о встрече, объясняя, как найти его жилище сказал: - «Вы, когда Протву будете переезжать слева на горе увидите церковь, мой дом рядом». «Надо же, какое козырное место выбрал человек для жизни!» - подумал я.
Естественно, я ни как ни связывал Андрея Николаевича с Андреем Волковым, где Протвино и где Дракино, понял, что это одно лицо, только поднявшись в музей Маэстро металла.
История Мастера
Андрей Волков родился в Москве в 1944 году. Вскоре семья была выслана, как кровники «врага народа», то ли в Ворошиловград, то ли Луганск, эта неопределённость из-за того, что город дважды носил имя командарма Гражданской войны Ворошилова. Окончив Детскую Художественную школу в г. Луганске, отправился в Москву продолжить обучение по творческой части.
Молодой город ядерщиков Протвино заботился о своём реноме и Минсредмаш негласный хозяин поселения создал подразделение художников монументалистов, которые должны были воспевать Наукоград. Сюда и попал в 1970 году по распределению молодой выпускник Московского высшего художественно – промышленного училища им. Строганова, отделения “Художественные изделия из металла”.

Довольно быстро молодой Мастер перерос потребности Протвино, появились заказы за пределами города ядерщиков. Небольшая комната в жилой зоне не позволяла развернуться в полную силу, начались поиски более просторного помещения для творчества.
В 1980 году местные власти предложили группе художников во главе с Андреем Волковым полуразрушенный храм приспособить под мастерские. В договоре аренды было небольшое обременение – консервация постройки. Церковь была в удручающем положении, над разрушением храма работали не только коммунисты, но и фашистские захватчики, по Протве проходил рубеж обороны, и немцы обстреливали храм, чтобы ликвидировать наблюдательный пункт.

Для тех, кто понимает, какая может быть консервация без малейшей реставрации, ну и понеслось.
Музей скульпторы Андрея Волкова
Заблудиться действительно не получилось, церковь на виду и дом рядом. Кованую калитку нам открыл моложавый мужчина только собирающийся разменять шестой десяток, каково же было моё удивление, когда я понял, что передо мной хозяин дома. Знакомая предупредила меня, что человек в возрасте, только что отметил 75-ти летний юбилей.
Андрей Николаевич пригласил нас на просторный двор, после небольшой фотосессии хозяин повёл нас на выставку, предупредив: - «Только вы не пугайтесь, там стоит охранник!». Ну Цербер, иными словами, значит, есть что охранять.
И подвёл к лестнице, вызвавшей наш восторг, судите сами.

Хозяин оправдывался: - «Много гостей бывает, и чтобы не проводить посетителей через жилую часть дома пришлось соорудить эту лестницу». Поднявшись практически по трапу очутились в просторном помещении и тут же познакомились с местным секьюрити, оказывается, его зовут Федя.

«Федя охраняет хозяйские покои, когда молодёжь проходит мимо дома некоторые, пытаются с ним заговорить типа: - «Ну что смотришь?!»» - рассказал владелец музея.
Все стены двух просторных комнат заняты полками, на которых расположены работы кудесника по металлу.

Скульптурные инсталляции Андрея Николаевича поражают разнообразием тематики, оригинальностью композиций и глубоким смыслом. Глаза разбегаются от обилия работ: герои литературных произведений, портреты известных личностей и просто бытовые сценки. Впечатляет грациозность произведений и их воздушность.
Поражает обилие шедевров, посвящённых литературным героям или писателям, не зря в альманахе «Словесность» использованы иллюстрации с работ Андрея Волкова.

Булгаковский Шариков, салют на Красной площади, Чехов, прогуливающийся по Серпухову, соседствуют с простой электричкой.
Мне очень понравился портрет Пабло Пикассо.

Близость аэродрома Дракино и взмывающий в небо истребитель не могли не отразиться в творчестве Мастера. Очень забавно выглядят динамические скульптуры, которыми Андрей Волков одно время увлекался.
Андрей Волков участник всесоюзных, республиканских и международных выставок не только в России, но и за рубежом. Российская Академия художеств в 1993 году отметила его уникальное творчество специальным дипломом. Работы Андрея Волкова украшают не только уездные музеи Серпухова, Тарусы, но и столичные экспозиции Москвы и Санкт-Петербурга. Скульптуры Мастера представлены во многих частных коллекциях России, США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Италии.
Династия Волковых
Род повелителей металла начался с деда Андрея, Зосимы Прокопьевича Волкова – кузнеца в Великом Устюге, кроме простых бытовых поделок из-под его молотка выходили диковинные шкатулки с секретными замками. Деревянные коробочки, покрытые особым узором «морозом по жести» до революции, пользовались бешеным успехом, а после переворота стали никому не нужными. В советское время Зосима Прокопьевич привозил свои произведения искусства в Ленинград, благодаря этому в этнографическом музее культурной столицы выставлено несколько его работ в отделе искусства народов севера.
На Андрее Николаевиче династия не оборвалась, у него есть дочь и сын. Дочь пошла по стопам отца.

Я бы сказал: - «Повелительница огня!». В музее отца демонстрируется большое количество её работ.
Внук по мужской линии перенял от деда любовь к металлу и окончил Строгановку по той же специальности, что и дедушка.
Это уже династия в четвертом поколении.
Дом
Мне было безумно интересно, как Андрей Николаевич построил своё жильё, и я спросил его об этом. Любопытство возникло неслучайно, моя знакомая мне начала об этом рассказывать, да и место у дома исключительное.
Вот что поведал хозяин дома:После того как мастерская перебазировалась в церковь, мы потихоньку приводили храм в порядок, прежде всего соорудили купол, который до сих пор «украшает» храм. Начали работать и тут грянула перестройка. Отношение к церкви стало меняться. По-любому мастерская в божьем месте это - не дело, а рядом небольшой пустырь с деревенской свалкой, который уж точно не красил почти руины храма, это я про вот это место. Стал хлопотать о выделении участка под дом-мастерскую. Вы же помните, в то время землю под застройку можно было получить, если у вас жилая площадь меньше 3-х метров на человека. Стал обивать пороги местной администрации, даже пришлось чеканить герб Советского Союза. Под этим гербом в сельсовете расписывали молодожёнов, правда, Союз через пару месяцев развалился. Очень помог Союз Художников, я отправлял письма коллег во всевозможные инстанции.
В результате мне выделили этот земельный участок, но в сельсовете предупредили: - «Согласуй с Богом!». Пришлось приглашать местного наместника Бога посмотреть участок, представитель Всевышнего не возражал - у меня был весомый аргумент, соседнюю церковь мы спасли от разрушения. Дальше начались строительные мытарства.
В 1991 году обо мне сняли фильм и на полученный гонорар, я смог приобрести фундаментные блоки. Это сейчас позвонил и тебе все привезут и аккуратненько сложат в указанное место, а тогда треба договорится с автомашиной и краном, погрузить и разгрузить.
Блоки привёз - проблема рыть котлован под фундамент, благо рядом был карьер, договорился с бульдозеристом, и он бульдозером вырыл котлован.
Соорудили фундамент.
Вы видели дом облицован камнем, пошёл в карьер, стал договариваться о камне с водителями, а там здоровые карьерные самосвалы, им по дорогам ездить нельзя только в карьере. Ночью приехали два самосвала и образовалась большая гора облицовочного камня.
Приходилось расплачиваться универсальной валютой того времени – водкой, тоже целая эпопея, Горбачёв начал войну с пьянством, за огненной водой были огромные очереди, доставали исключительно по блату.
В 1995 году мы с женой сюда переехали, продали квартиры в Протвино и Калуге.Договор аренды церкви был пожизненный, мало того с правом наследования, у меня до сих пор хранятся эти документы. Как только мы здесь поселились, я отказался от церкви в пользу прихода.
Мастерская скульптора Андрея Волкова
Завершив сооружение дома, нужно было где-то творить, и возник вопрос о мастерской, церковь к тому времени уже была передана епархии. Если в проектировании дома принимали участие архитекторы, то мастерская — это полностью идеи и воплощение самого хозяина. Мастерская расположена рядом с домом, перед входом скульптура, сидящий на дереве ворон, чтобы ни улетел ворон прикован цепью к стволу. Очень тонкая аллегория.

Указывая на ворона, Андрей Николаевич сказал, что это автопортрет, и обратил моё внимание на ствол дерева на котором сидит ворон: - «Этот кусок металла я нашёл в поле. Мне не под силу согнуть этот металл, это сделал либо трактор, либо танк! так получился ствол дерева.»

Мастерская естественное продолжение музея, на полках стоят готовые работы и фрагменты будущих произведений.
Порт Лобынск
Андрей Николаевич незаурядный человек его интересует не только литература, но и история места, где он живёт. На участке хозяин соорудил беседку, стилизованную под пристань «Порт Лобынск».
Несколько веков назад в этом красивом месте у слияния рек Протвы и Оки стоял древнерусский пограничный город-крепость Лобынск, охранявший торговый путь по реке Протве. В Лобынске был Борисоглебский погост, наверняка с деревянной церквушкой, на этом месте стоит кирпичная церковь князей Бориса и Глеба, возведённая в 1684 году – самая древняя из сельских церквей Серпуховского района.

И опять церковь
Распрощавшись с Андреем Николаевичем, я не смог ещё раз не посмотреть на церковь. Храм многое пережил, в годы коллективизации здесь была столовая, потом зернохранилище, тайно велись службы, за что и поплатился жизнью псаломщик Василий Глухов в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне.
Церкви ещё предстоит окончательно восстановиться, но уже сияет золотом купол звонницы с крестом.

Ворота работы замечательного Мастера Волкова Андрея Николаевича напоминают о князьях Борисе и Глебе.
Заключение
Если вам доведётся побывать на острове «Дракино», очень советую не полениться и проехать в сторону Тарусы пару километров. Перед взмывающим в небо МИГ-3 взяв правее, точно окажитесь у церкви Бориса и Глеба.
Предварительно договорившись о встрече через страничку Андрея Волкова в Фейсбуке вы сможете полюбоваться или купить на память произведения этого поэта металла.

Понравилась статья?
Подписывайтесь на рассылку!
Оставляйте ваши комментарии, обсуждайте статью, а также делитесь информацией в социальных сетях!
Мне очень интересно знать ваше мнение!
Оставить комментарий