Дракино не только парк развлечений, но и музей скульптора Андрея Волкова

Скульптор А. Волков на фоне собственного дома
Обновлено:

С этим художником я познакомился заочно и совершенно случайно. Хотя я обитаю в окрестностях Тарусы более семи лет, но ещё многое не открыл для себя в этом городке. Прогуливаясь по Тарусе, я наткнулся на школьную библиотеку, с уникальным оформлением фасада здания. Пришлось наведаться во дворец книги ещё раз, где мне рассказали, что автор оформления фасада здания Протвинский художник Андрей Волков. В Тарусе есть и другие работы этого автора, например, на доме Верзилиных.

Андрей Волков - золотые руки Мастера

Моя хорошая знакомая, гостившая в Ладыжино, взахлёб рассказывала о посещении студии в Дракино, скульптура работающего в технике сварного металла. Мне захотелось познакомиться с Мастером, наконец мне прислали номер телефона скульптора.

Я созвонился с Андреем Николаевичем и договорился о встрече, объясняя, как найти его жилище сказал: - «Вы, когда Протву будете переезжать слева на горе увидите церковь, мой дом рядом». «Надо же, какое козырное место выбрал человек для жизни!» - подумал я.

Естественно, я ни как ни связывал Андрея Николаевича с Андреем Волковым, где Протвино и где Дракино, понял, что это одно лицо, только поднявшись в музей Маэстро металла.

История Мастера

Андрей Волков родился в Москве в 1944 году. Вскоре семья была выслана, как кровники «врага народа», то ли в Ворошиловград, то ли Луганск, эта неопределённость из-за того, что город дважды носил имя командарма Гражданской войны Ворошилова. Окончив Детскую Художественную школу в г. Луганске, отправился в Москву продолжить обучение по творческой части.

Молодой город ядерщиков Протвино заботился о своём реноме и Минсредмаш негласный хозяин поселения создал подразделение художников монументалистов, которые должны были воспевать Наукоград. Сюда и попал в 1970 году по распределению молодой выпускник Московского высшего художественно – промышленного училища им. Строганова, отделения “Художественные изделия из металла”.

Работы скульптора А. Волкова в Протвино

Довольно быстро молодой Мастер перерос потребности Протвино, появились заказы за пределами города ядерщиков. Небольшая комната в жилой зоне не позволяла развернуться в полную силу, начались поиски более просторного помещения для творчества.

В 1980 году местные власти предложили группе художников во главе с Андреем Волковым полуразрушенный храм приспособить под мастерские. В договоре аренды было небольшое обременение – консервация постройки. Церковь была в удручающем положении, над разрушением храма работали не только коммунисты, но и фашистские захватчики, по Протве проходил рубеж обороны, и немцы обстреливали храм, чтобы ликвидировать наблюдательный пункт.

Церковь Бориса и Глеба в Дракино

Для тех, кто понимает, какая может быть консервация без малейшей реставрации, ну и понеслось.

Музей скульпторы Андрея Волкова

Заблудиться действительно не получилось, церковь на виду и дом рядом. Кованую калитку нам открыл моложавый мужчина только собирающийся разменять шестой десяток, каково же было моё удивление, когда я понял, что передо мной хозяин дома. Знакомая предупредила меня, что человек в возрасте, только что отметил 75-ти летний юбилей.

Андрей Николаевич пригласил нас на просторный двор, после небольшой фотосессии хозяин повёл нас на выставку, предупредив: - «Только вы не пугайтесь, там стоит охранник!». Ну Цербер, иными словами, значит, есть что охранять.

И подвёл к лестнице, вызвавшей наш восторг, судите сами.

Лестница в музей

Хозяин оправдывался: - «Много гостей бывает, и чтобы не проводить посетителей через жилую часть дома пришлось соорудить эту лестницу». Поднявшись практически по трапу очутились в просторном помещении и тут же познакомились с местным секьюрити, оказывается, его зовут Федя.

Охранник

«Федя охраняет хозяйские покои, когда молодёжь проходит мимо дома некоторые, пытаются с ним заговорить типа: - «Ну что смотришь?!»» - рассказал владелец музея.

Все стены двух просторных комнат заняты полками, на которых расположены работы кудесника по металлу.

Музей скульптора А. Волков

Скульптурные инсталляции Андрея Николаевича поражают разнообразием тематики, оригинальностью композиций и глубоким смыслом. Глаза разбегаются от обилия работ: герои литературных произведений, портреты известных личностей и просто бытовые сценки. Впечатляет грациозность произведений и их воздушность.

Поражает обилие шедевров, посвящённых литературным героям или писателям, не зря в альманахе «Словесность» использованы иллюстрации с работ Андрея Волкова.

Коллаж работ скульптора А. Волкова

Булгаковский Шариков, салют на Красной площади, Чехов, прогуливающийся по Серпухову, соседствуют с простой электричкой.

Мне очень понравился портрет Пабло Пикассо.

Портрет Пикассо

Близость аэродрома Дракино и взмывающий в небо истребитель не могли не отразиться в творчестве Мастера. Очень забавно выглядят динамические скульптуры, которыми Андрей Волков одно время увлекался.

Андрей Волков участник всесоюзных, республиканских и международных выставок не только в России, но и за рубежом. Российская Академия художеств в 1993 году отметила его уникальное творчество специальным дипломом. Работы Андрея Волкова украшают не только уездные музеи Серпухова, Тарусы, но и столичные экспозиции Москвы и Санкт-Петербурга. Скульптуры Мастера представлены во многих частных коллекциях России, США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Италии.

Династия Волковых

Род повелителей металла начался с деда Андрея, Зосимы Прокопьевича Волкова – кузнеца в Великом Устюге, кроме простых бытовых поделок из-под его молотка выходили диковинные шкатулки с секретными замками. Деревянные коробочки, покрытые особым узором «морозом по жести» до революции, пользовались бешеным успехом, а после переворота стали никому не нужными. В советское время Зосима Прокопьевич привозил свои произведения искусства в Ленинград, благодаря этому в этнографическом музее культурной столицы выставлено несколько его работ в отделе искусства народов севера.

На Андрее Николаевиче династия не оборвалась, у него есть дочь и сын. Дочь пошла по стопам отца.

Портрет дочери скульптора А. Волкова

Я бы сказал: - «Повелительница огня!». В музее отца демонстрируется большое количество её работ.

Внук по мужской линии перенял от деда любовь к металлу и окончил Строгановку по той же специальности, что и дедушка.

Это уже династия в четвертом поколении.

Дом

Мне было безумно интересно, как Андрей Николаевич построил своё жильё, и я спросил его об этом. Любопытство возникло неслучайно, моя знакомая мне начала об этом рассказывать, да и место у дома исключительное.

Вот что поведал хозяин дома:

После того как мастерская перебазировалась в церковь, мы потихоньку приводили храм в порядок, прежде всего соорудили купол, который до сих пор «украшает» храм. Начали работать и тут грянула перестройка. Отношение к церкви стало меняться. По-любому мастерская в божьем месте это - не дело, а рядом небольшой пустырь с деревенской свалкой, который уж точно не красил почти руины храма, это я про вот это место. Стал хлопотать о выделении участка под дом-мастерскую. Вы же помните, в то время землю под застройку можно было получить, если у вас жилая площадь меньше 3-х метров на человека. Стал обивать пороги местной администрации, даже пришлось чеканить герб Советского Союза. Под этим гербом в сельсовете расписывали молодожёнов, правда, Союз через пару месяцев развалился. Очень помог Союз Художников, я отправлял письма коллег во всевозможные инстанции.

В результате мне выделили этот земельный участок, но в сельсовете предупредили: - «Согласуй с Богом!». Пришлось приглашать местного наместника Бога посмотреть участок, представитель Всевышнего не возражал - у меня был весомый аргумент, соседнюю церковь мы спасли от разрушения. Дальше начались строительные мытарства.

В 1991 году обо мне сняли фильм и на полученный гонорар, я смог приобрести фундаментные блоки. Это сейчас позвонил и тебе все привезут и аккуратненько сложат в указанное место, а тогда треба договорится с автомашиной и краном, погрузить и разгрузить.

Блоки привёз - проблема рыть котлован под фундамент, благо рядом был карьер, договорился с бульдозеристом, и он бульдозером вырыл котлован.

Соорудили фундамент.

Вы видели дом облицован камнем, пошёл в карьер, стал договариваться о камне с водителями, а там здоровые карьерные самосвалы, им по дорогам ездить нельзя только в карьере. Ночью приехали два самосвала и образовалась большая гора облицовочного камня.

Приходилось расплачиваться универсальной валютой того времени – водкой, тоже целая эпопея, Горбачёв начал войну с пьянством, за огненной водой были огромные очереди, доставали исключительно по блату.

В 1995 году мы с женой сюда переехали, продали квартиры в Протвино и Калуге.

Договор аренды церкви был пожизненный, мало того с правом наследования, у меня до сих пор хранятся эти документы. Как только мы здесь поселились, я отказался от церкви в пользу прихода.

Мастерская скульптора Андрея Волкова

Завершив сооружение дома, нужно было где-то творить, и возник вопрос о мастерской, церковь к тому времени уже была передана епархии. Если в проектировании дома принимали участие архитекторы, то мастерская — это полностью идеи и воплощение самого хозяина. Мастерская расположена рядом с домом, перед входом скульптура, сидящий на дереве ворон, чтобы ни улетел ворон прикован цепью к стволу. Очень тонкая аллегория.

А. Волков на фоне своей мастерской

Указывая на ворона, Андрей Николаевич сказал, что это автопортрет, и обратил моё внимание на ствол дерева на котором сидит ворон: - «Этот кусок металла я нашёл в поле. Мне не под силу согнуть этот металл, это сделал либо трактор, либо танк! так получился ствол дерева.»

А. Волков на фоне своей мастерской

Мастерская естественное продолжение музея, на полках стоят готовые работы и фрагменты будущих произведений.

Порт Лобынск

Андрей Николаевич незаурядный человек его интересует не только литература, но и история места, где он живёт. На участке хозяин соорудил беседку, стилизованную под пристань «Порт Лобынск».

Несколько веков назад в этом красивом месте у слияния рек Протвы и Оки стоял древнерусский пограничный город-крепость Лобынск, охранявший торговый путь по реке Протве. В Лобынске был Борисоглебский погост, наверняка с деревянной церквушкой, на этом месте стоит кирпичная церковь князей Бориса и Глеба, возведённая в 1684 году – самая древняя из сельских церквей Серпуховского района.

Порт Лобынск

И опять церковь

Распрощавшись с Андреем Николаевичем, я не смог ещё раз не посмотреть на церковь. Храм многое пережил, в годы коллективизации здесь была столовая, потом зернохранилище, тайно велись службы, за что и поплатился жизнью псаломщик Василий Глухов в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне.

Церкви ещё предстоит окончательно восстановиться, но уже сияет золотом купол звонницы с крестом.

Ворота церкви в Дракино

Ворота работы замечательного Мастера Волкова Андрея Николаевича напоминают о князьях Борисе и Глебе.

Заключение

Если вам доведётся побывать на острове «Дракино», очень советую не полениться и проехать в сторону Тарусы пару километров. Перед взмывающим в небо МИГ-3 взяв правее, точно окажитесь у церкви Бориса и Глеба.

Предварительно договорившись о встрече через страничку Андрея Волкова в Фейсбуке вы сможете полюбоваться или купить на память произведения этого поэта металла.

Понравилась статья?

Подписывайтесь на рассылку!

Оставляйте ваши комментарии, обсуждайте статью, а также делитесь информацией в социальных сетях!

Мне очень интересно знать ваше мнение!

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение