Поленово

Главный вход в Музей-заповедник Поленово

Возвращаясь в Тарусу из Москвы, не могу не взглянуть на церковь с  противоположного берега Оки, это Свято-Троицкий храм в селе Бёхово, творение великого русского художника Василия Поленова.

Как добраться

Попасть в Поленово можно на автомобиле или романтичным путём на катере по Оке из Тарусы, сухопутный маршрут опишу ниже.

Путешествие по реке

Между Тарусой и Поленово курсирует речной трамвайчик, но билеты на него в сезон необходимо приобретать загодя, но отчаиваться не стоит, в городе процветает частный извоз. Частники швартуются рядом с пристанью, если подождать, то можно подобрать судно по душе, например, такое:

Катер частного извозчика Таруса-Поленово

Путешествие продолжается около получаса, если в Тарусе отправление происходит от пристани, то в Поленово высаживают прямо не берег.

Бывшая усадьба Борок,  или Музей-заповедник Поленово выше на холме метрах в двухстах от реки.

Поленово и Таруса

С приобретением Василием Дмитриевичем Поленовым в 1890 году имения на правом берегу Оки, началось преображение Тарусы в Русский Барбизон. В те времена город был доступен именно с этого берега реки за счёт деревянного моста в центре поселения.

Мы в Бёхове стали строить временный домик, потом обращённый в кухню. <…> На Петровской ярмарке в Тарусе купили все необходимые плошки да ложки, устроили дом и перевезли ребят, Митю и Катю.

 Н. В. Поленова.

Поленов открыл окрестности и саму Тарусу для Московского бомонда, первым был профессор Цветаев, коротко знакомый с художником.

Усадьба-музей Поленово

Среди живописной русской природы Василий Дмитриевич самозабвенно стал обустраивать имение, ставшее при жизни хозяина практически музеем.

Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживём, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека...

В.Д. Поленов к Н.В. Поленовой.

Хозяин имения преуспел на поприще создания музея своего имени.

Парк усадьбы

От берега реки к музею ведет живописная тропинка, населенная какими-то не понятными существами.

Живописный пень на пути в Поленово

Ещё метров двести по лесу, и вы у «чёрного» входа на территорию музея - заповедника.

Вход в музей Поленова со стороны Оки

Прогулка по парку поместья не менее увлекательна, можно помечтать на берегу очаровательного прудика с отблесками золотых рыбок.

Золотые рыбки в пруду Поленово

Нужно признать фантазию Поленова, обычному лодочному сараю присвоить звание Адмиралтейства, работники музея тоже не страдают отсутствием чувства юмора, приспособили вспомогательную постройку под диораму.

Адмиралтейство в Поленово

Поленов был добрым барином, в соседних сёлах построил школы и церковь, лично оплачивать труд учителей, создал замечательный народный театр и «диораму» из собственных картин. Всячески содействовал тому, чтобы тяжёлая русская жизнь стала такой же лучезарной, светлой и красочной, как картины Василия Поленова.

Ещё каких-нибудь метров сто пятьдесят и выходишь на небольшую площадь перед Большим домом.

Большой дом

Созданный по проектам хозяина имения главный дом, возведён в 1892 году, сохранил свой первоначальный вид. Сельхозугодья усадьбы Борок усилиями новых хозяев по большей части превратились в тенистые аллеи и рукотворные леса.

Большой дом в музее Поленово

При жизни художника его владения сохраняли историческое название «Борок» и только после смерти хозяина усадьба превратилась в музей с новым именем «Поленово».

Неожиданно встретить на территории заповедника эхо прошедшей войны, доблестные воины Красной армии уберегли музейные постройки от уничтожения немецко-фашистскими захватчиками.

Эхо Великой войны

Давняя страсть Поленова к архитектуре проявилась в имении в полную силу, все постройки музея выполнены по проекту Василия Дмитриевича. Деревянный, трёхэтажный дом, на каменном фундаменте оштукатуренный спустя пять лет после постройки и выкрашенный в белый цвет приобрёл внушительный вид каменного сооружения. Талант архитектора чувствуется в обустройстве дома, каждая мелочь приспособлена к вкусам и привычкам хозяина жилища, комфорту жизни большой семьи и удобству работы.

«Скандинавская» манера сооружения, по словам Поленова, с неповторимыми авторскими находками, ставшими впоследствии общими для стиля модерн, которые ярче всего проявились в дизайне интерьера.

Фрагмент дверей в Большом доме Поленово

Уникальность музея Поленово, в нём удалось сохранить мемориальную обстановку во всех постройках такой, какой она была при жизни художника. В большом доме названия всех комнат очень традиционны для старинных усадеб, даны лично Поленовым.

Портретная

Выставка произведений художников Большого дома начинается с Портретной, в центре экспозиции изображение матери, под которым расположены её работы.

 Портрет матери Поленова

При написании портрета Поленов уже маститый художник, преподаёт в московском училище живописи ваяния и зодчества. Любовь к живописи Василий Дмитриевич унаследовал от первого учителя живописи и рисунка своей мамы. Мария Алексеевна, рано заметила художественные дарования сына и для серьёзных занятий пригласила будущего прославленного педагога, Павла Петровича Чистякова.

Стены Портретной украшают не только изображение матери и портрет отца написанные их сыном, Василием Дмитриевичем, несколько в стороне расположен портрет супруги художника.

Супруга Поленова

История женитьбы Поленова необычна, после двух трагичных любовных историй художник укрылся в имении друга купца Мамонтова и с головой ушёл в сооружение церкви Спаса Нерукотворного.

Через некоторое время Василий Дмитриевич с изумлением заметил, что по нему вздыхает молоденькая барышня Наташа Якунчикова родственница Мамонтовых, вышивавшая по его эскизам церковные хоругви. Как только Абрамцевская церковь была достроена, первой парой в ней венчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов. Наташа увлекалась живописью, но, выйдя замуж, всю себя посвящает творчеству супруга и семье.

Не следует думать, что картинная галерея — застывшие экспонаты, это живой организм, появляются новые работы, которые не нарушают общей атмосфера очарования и ощущения присутствия Мастера.

Аббатство

При архитекторе и художнике усадьба постоянно преображалась, в 1904 году появилось мастерская наречённая Аббатством, ставшая любимым местом работы и отдыха Хозяина

…Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится…

письмо И. В. Цветаеву от 27 октября 1904 г.

Аббатство в Поленово

Разгильдяйство рабочего, выполнявшего работы на крыше в 1958 году, привело к пожару. Почти двадцать лет помещение простояло без ремонта, реставрация началась в 1977 году, и в 1980 году постройка приняла первых посетителей, о чём свидетельствуют  даты рядом с гербом семьи, выбитые на памятной табличке вмурованной  в печь-камин.

Табличка на камине в Аббатстве, Поленово

Перед реставраторами стояла задача со скрупулёзной точностью восстановить облик художественной мастерской В. Д. Поленова, помогло ещё одно увлечение Василия Дмитриевича это фотография, внутреннее пространство Аббатства было сфотографировано в 1911 года.

Аббатство получилось многофункциональным помещением, кроме мастерской, летнего жилья, здесь предусмотрен и мини-театр, Василий Дмитриевич, увлекался театром, эта страсть передалась и детям в итоге вся семья участвовала в домашних постановках.

Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал с миниатюрной сценой, обрамленной двумя каменными колоннами. После реставрации под руководством дочерей живописца - Наталья и Ольга спектакли проходили до 1964 года.

По окончании войны при театре был организован музей в качестве экспонатов, иллюстрирующих постановки местной сцены, используются куклы, созданные Натальей Васильевной Поленовой.

куклы, созданные Н. В. Поленовой

Традиции театра семьи Поленовых сохраняются в театральном кружке села Страхово.

Выставочный зал

В восьмидесятые годы прошлого столетия в так называемом Фахверковом сарае музеем проведён полный цикл реставрационных работ и подсобное сооружение превратилось в выставочный зал.

Фахверк — «ящичная работа», каркасная конструкция, типичная для крестьянской архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы. Другое название: «прусская стена» (польск. Mur pruski). В отдельных случаях фахверк рассматривают в качестве разновидности флехтверка («плетёной работы»). Представляет собой каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных деревянных брусьев и раскосов с заполнением промежутков камнем, кирпичом, глиной (саманом) и другими материалами.

Википедия

Фахверковый стиль постройки в поленовской усадьбе использовался для хозяйственных сооружений.

Конюшня на территории музея Поленово

Сарай был построен в 1895 году из «тарусского мрамора» для хранения садового инвентаря, в самом большом помещении располагалась столярная мастерская, где по чертежам Поленова изготовлялись лодки для хозяйской флотилии, оставшуюся приспособили под амбар с зерном для лошадей.

В настоящее время это великолепное помещение для проведения выставок из фондов музея, посвящённых значительным событиям в жизни и творчестве представителей рода Поленовых и существовании усадьбы.

Город мастеров

В конце 2012 года территории музея расширилась за счёт бывшего дома отдыха, превращённого в «Город мастеров». В капитально отремонтированном корпусе разместились выставочные площади, мастерские, художественные студии и зрительный зал, удобный для концертов, спектаклей, конференции и даже балов.

Неординарным событием для заповедника была постановка режиссёром Калужского драматического театра Александром Борисовичем Плетнёвым в новом зале спектакля «Ночь перед Рождеством» в исполнении сотрудников музея. Поставленный за неделю и с блеском сыгранный спектакль стал началом замечательного музейного проекта – «Театр для всех».

 «Город мастеров» великолепное рабочее место для маститых живописцев и студентов художественных вузов, окские пейзажи вдохновляют не только российских, но и зарубежных мастеров.

Свято-Троицкий храм в селе Бёхово

По просьбе крестьян Поленов выстроил церковь, в селе Бёхово освященную во имя Святой Троицы в 1907 году. Бёховская церковь великолепно вписывается в окские пейзажи и не нарушает гармонии окружающих ландшафтов.

Василий Дмитриевич своё отношение к сооружению храма объяснил в письме к другу:

Наша Церковь, которая признаёт и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это её огромная сила и значение как в прошедшем, так и в настоящем и будущем.

Письмо Л.В. Кандаурову. 1911 г.

Поленов очень трепетно относился к местным селянам и церковь не единственное сооружение в окрестностях усадьбы построенное на средства хозяев для соседей. Во время революции эти крестьяне защитили усадьбу от разграбления и уничтожения.

Композитор Поленов создал музыкальные духовные произведения для исполнения в церкви — Всенощную и Литургию.

В 30–е годы прошлого века храм пришёл в запустение и закрыт и сильно пострадала осенью 1941 года, когда бои шли на территории Поленово и Бёхово.

В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, спустя десять лет в ней проводились реставрационные работы, спустя ещё десять лет здание церкви села Бёхово полностью восстановили. Вначале она функционировала, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 года в церкви проходят службы.

Заключение

Музею несказанно повезло, что после смерти Василия Дмитриевича музеем руководили потомки художника, которые бережно сохраняют память о своём великом предке.

Музей меняется и приноравливается к требованиям времени, появилось здание экскурсионного бюро и другие.

По завещанию отца сын Поленова прорубил просеки, которые придали парку более цивильный вид.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение