Воронцовский дворец в Крыму

Шпили Воронцовского дворца в лучах восходящего солнца
Обновлено:

В Крыму большое количество дворцов знати Российской империи, но Воронцовский дворец в Алупке, уникален интерьерами, ландшафтным парком, месторасположением, но и примечателен тем, что он первый на Южном берегу Крыма.

 История Воронцовского дворца

 Граф М.С. Воронцов

Михаил Семёнович Воронцов был неординарной личностью, его характеризует поведение командующего российским оккупационным соединением во Франции по отношению к солдатам.

 Составленный лично графом свод правил, который ограничивал применение телесных наказаний для солдат. Во всех подразделениях корпуса по приказу Воронцова  организовали ланкастерские школы для солдат и младших офицеров. А также, граф отладил регулярность присылки в корпус писем из России.

 Граф продал имение Круглое, полученное по наследству от родной тётки — княгини Екатерины Дашковой, чтобы погасить долги его подчинённых перед французами в сумме около 1,5 миллиона рублей.

 Строительство дворца

На месте Алупки люди селились с первого века нашей эры, но известность к посёлку пришла в 19 веке.  В 1824 году герой войны с Наполеоном генерал-губернатор Новороссии М.С. Воронцов приобрёл у полковника-грека Ревелиоти это захолустье.

 В течение 20 лет новый владелец строил знаменитый дворец и расширял территорию для устройства парка. Его благоверная, Елизавета Ксаверьевна обладала тонким художественным вкусом и взяла на себя все заботы по эстетическому оформлению дворца и парка вникая в мельчайшие детали создаваемых красот в Алупке. Начитавшись сказок Альгамбры, она прокатилась в Испанию и под впечатлением от родины Сервантеса, повелела воспроизвести в Алупке сады Хенералифе.

 В 1837 году, в имении побывал Николай I с супругой Александрой Фёдоровной и старшей дочерью княжной Марией. Графиня Воронцова играла на фортепиано во время импровизированного спектакля, который устраивали в честь именитых гостей.

 Приближённые Его императорского величества, не могли не подражать вельможе и отказать себе в морском отдыхе — стали осваивать окрестные участки под дачи. Алупка превратилась в курорт с начала 20 века, когда разразился гостиничный бум в окрестностях Ялты. После революции в 1920 году, стараниями энтузиастов-историков замок приобрёл статус музея.

 Уинстон Черчилль в Воронцовском дворце

 Второй раз особняк стал знаменит благодаря Ялтинской конференции. В замке поселилась делегация Великобритании, Иосиф Виссарионович польстил Черчиллю, поскольку дворец построен по проекту британского архитектора Эдварда Блора, и выглядит как английский замок.

 Надо заметить, что конференция проходила спустя всего девять месяцев после полного освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков и парк дворца ещё не до конца очистили от неразорвавшихся мин и снарядов.

 Черчилль, единственный из большой тройки задержался в Крыму на двое суток. Премьер-министр Великобритании хотел обязательно посетить Английское кладбище в Севастополе, место покоя останков предков Черчилля – герцогов Мальборо, погибших в Крымскую войну.

 С 1945 по 1955 годы дворец эксплуатировался, как государственная дача и только в 1956 году по решению правительства замок вновь обрёл статус музея.

 Парк Воронцовского дворца

Каждый раз, попадая в этот необыкновенный парк, я восхищался гениальностью тех людей, которые это придумали, и упорством тех, кто воплотил это в жизнь.

 Создатель этого шедевра ландшафтного дизайна — садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799—1851) более четверти века он занимался планировкой парка и посадкой растений на площади около 36-ти тысяч гектаров. Воронцов пригласил Карла Кебаха, в Крым в 1824 году, за четыре года до начала строительства дворца, немец создал великолепный Английский парк.

 Карл Антонович спланировал ландшафт по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Дворцовое шоссе делит парк на Верхний и Нижний.

 Верхний парк

 Верхний создан по принципу английских пейзажных рощ эпохи романтизма склонной к естественному подчёркиванию природных красот. Типичным примером такого подхода является Малый Хаос.

Малый Хаос в парке Воронцовского дворца

Это только Малый Хаос миниатюрная картинка того нагромождения камней, которое сотворила природа до закладки парка.

 Тенистые пруды неотъемлемая часть Верхнего парка в одном из которых прижились лебеди.

Лебеди в парке Воронцовского дворца

Тропинки максимально сливаются с причудливыми растениями и нагромождением огромных валунов.

Тропинка в парке Воронцовского дворца

 Скалистые обломки в лучах, восходящих солнца напоминают зубы дракона.

Скала в парке Воронцовского дворца

Кебах создавал Верхний парк, как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

 Нижний парк

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения, типичный пример Чайный домик, расположен практически на берегу моря.

Чайный домик  в парке Воронцовского дворца

В саду множество очаровательных крошечных озер в оправе из Диабаза.

Водоем с лилиями в парке Воронцовского дворца

Приятно встретить уютный водопад, прячущийся в тени экзотических растений.

Водопад в парке Воронцовского дворца

Вот ещё один водный каскад.

Водопад в парке Воронцовского дворца

Парк изобилует ухоженными дорожками, обрамленными живой изгородью.

Дорожка в парке Воронцовского дворца

Просторные лужайки перед дворцом подчёркивают монументальность сооружения.

Воронцовский дворец на фоне Ай-Петри

 Растительность парка

Карл Кебах отлично знал своё дело и со рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную растительность, сочетая с достижениями садово-паркового искусства того времени.

 По растительности парка можно изучать флору всего мира, сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов со всех уголков мира.

 Родина Болотного кипариса Северная Америка и вы не поверите - это хвойное дерево.

Болотный кипарис в парке Воронцовского дворца

Платан Восточный или Чинара родом из Италии, поражает своим мощным стволом и корневой системой.

Платан восточный в парке Воронцовского дворца

Земляничное дерево родом из Испании, у этого растения вкусные плоды, интересно оно в Крыму плодоносит?

Земляничное дерево в парке Воронцовского дворца

Уникальные и прихотливые особи хорошо укоренились, благодаря тщательно продуманной дренажной системы и индивидуального ухода за растениями, саженцы которых продавали в другие сады и усадьбы, настолько они пользовались популярностью.

 Парк поражает своими размерами, он на столько большой, что в нём немудрено заблудиться.

 Славу Воронцовского парка как рукотворному шедевру упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов.

В гостеприимном дворце останавливался Александр I и прогуливался по саду. Здесь бывший наполеоновский маршал Мормона посадил тюльпановое дерево и несколько чинар. Императрица Александра Федоровна посадила платаны, лавры, пробковый дуб. Принц Уэльский с супругой в парке, у самого берега, высадили веллингтонии, гигантские деревья.

https://architectureguru.ru/vorontsov-palace-in-crimea/

Кебах создал рукотворный памятник в виде потрясающего парка, но и благодарные потомки тоже не остались в долгу и отметили его труды в виде памятной доски.

Памятник Карлу Кебах в парке Воронцовского дворца

 Художник Айвазовский родом из Крыма и в зрелом возрасте прожил здесь около двух лет, его картины воспевают красоты этих мест.

Скала Айвазовского

Граф Михаил Воронцов с родственниками — Нарышкиным и Потоцким, благодаря своим паркам, садам и виноградникам, полностью изменили облик Южного берега от Алушты до Фороса.

 Музей «Воронцовский дворец»

Воронцовский дворец строился, опираясь на тогдашние архитектурные представления, он естественно вписался в окружающий ландшафт, вторя очертаниям виднеющихся гор. Следуя светской моде того времени, архитектор создал изумительный коктейль из британского, неомавританского и готического стилей.

 Полюбуйтесь на типичный Английский замок с башнями, напоминающими минареты мечетей.

Вид Воронцовского дворца в Алупке

Вот опять Английский фасад, с закамуфлированными под псевдоминареты печными трубами и готические «стрелы».

Вид Воронцовского дворца в Алупке

А это вообще больше похоже на тюрьму, не хватает только решетчатых ворот.

 Вид Воронцовского дворца в Алупке

Со стороны моря дворец не производит такого сумрачного впечатления, это поистине сераль восточного султана.

Вид со стороны моря Воронцовского дворца в Алупке

Фото с сайта: https://architectureguru.ru/vorontsov-palace-in-crimea/

 У чертогов грозная охрана в виде мраморных львов.

Скульптура льва во входной группе Воронцовского дворца в Алупке

 Интерьеры помещений Воронцовского дворца

 Оформление 150-ти комнат дворца реализовано в английской манере с лёгком восточным привкусом и любое из них выполнено в оригинальном стиле. В каждом зале чувствуется мода эпохи, страсть владельцев к экзотическим вещам и их вкус.

 Деловая часть замка отражает интересы хозяина дома, холл дворца украшают старинные парадные портреты. В деревянных панелях отделки помещений читаются готические мотивы.

Холл Воронцовского дворца в Алупке

 Парадный кабинет также оформлен в английском стиле, те же деревянные панели и традиционный камин. Стены украшают изображения боевых товарищей, участвовавших в войне 1812 года и портрет первого владельца имения. В зале Воронцов давал аудиенции и проводил совещания.

Парадный кабинет Воронцовского дворца в Алупке

Самое величественное и просторное помещение дворца парадная столовая, проектированием этого помпезного интерьера занимался лично Эдвард Блор. Ему принадлежит тонкое художественное решение, дополнить сумрачную англосаксонскую атмосферу романтическими работами французского живописца Юбера Робера. Комнатный фонтан, облицованный итальянской майоликой, напоминает ханские покои в Крыму.

Парадная столовая Воронцовского дворца в Алупке

После обеда гости отдыхали в Биллиардной, стены которой украшают картины европейских мастеров.

Бильярдная Воронцовского дворца в Алупке

 В другой тональности оформлена женская половина дворца. Судя по интерьерам Елизавета Ксаверьевна была романтической и утончённой натурой, об этом говорит, например, Голубая гостиная. Салон — это праздничное помещение использовалось как домашний театр, здесь читали свои стихи поэты того времени, где нередко музицировала хозяйка апартаментов.

Голубая гостиная Воронцовского дворца в Алупке

Не менее примечательное помещение Зимний сад, это великолепное камерное продолжение парка. Вьющийся фикус растёт здесь с 1838 года и чувствует себя очень даже хорошо.

Вьющийся фикус Воронцовского дворца в Алупке

Зимний сад рукотворное продолжение коллекции редких и экзотических растений парка.