В Крыму большое количество дворцов знати Российской империи, но Воронцовский замок в Алупке, уникален своим месторасположением, но и примечателен тем, что он был первым.
Содержание
История Воронцовского дворца
Граф М.С. Воронцов
Граф Михаил Семенович Воронцов был уникальной личностью, его характеризует поведение командующего оккупационным корпусом во Франции по отношению к солдатам.
В соединении по своду правил, составленных лично Воронцовым, ограничивавший применение телесных наказаний для солдат. Во всех подразделениях корпуса по приказу Воронцова были организованы ланкастерские школы для младших чинов, граф отладил регулярность присылки в корпус корреспонденции из России.
Граф продал имение Круглое, полученное по наследству от родной тётки — княгини Екатерины Дашковой, чтобы погасить долги его подчинённых перед местными кредиторами в сумме около 1,5 миллиона рублей.
Строительство дворца
На месте Алупки люди селились с начала нашей эры, но известность к посёлку пришла в 19 веке. В 1824 году герой войны с Наполеоном генерал-губернатор Новороссии М.С. Воронцов приобрёл у полковника-грека Ревелиоти это захолустье.
В течение 20 лет новый владелец возводил знаменитый дворец и расширял территорию для устройства парка. Его благоверная, обладавшая тонким художественным вкусом, Елизавета Ксаверьевна взяла на себя все заботы по декоративному оформлению дворца и парка вникая в мельчайшие детали создаваемых в Алупке красот. Начитавшись сказок Альгамбры, она прокатилась в Испанию и под впечатлением от родины Сервантеса, повелела воспроизвести в Алупке сады Хенералифе.
В 1837 году, в поместье побывал Николай I с супругой Александрой Фёдоровной и старшей дочерью княжной Марией. Графиня Воронцова играла на фортепиано во время импровизированного спектакля, устроенного в честь именитых гостей.
Приближённые Его императорского величества, не могли не подражать вельможе и отказать себе в морском отдыхе - стали осваивать окрестные участки под дачи. Алупка превратилась в курорт с приходом 20 века, когда начался гостиничный бум в окрестностях Ялты.
После революции в 1920 году, стараниями энтузиастов-историков замок стал музеем.
Уинстон Черчилль в Воронцовском дворце
Второй раз замок стал знаменит благодаря Ялтинской конференции. В нём поселилась делегация Великобритании, Иосиф Виссарионович польстил Черчиллю, так как хоромы построены по проекту английского архитектора Эдварда Блора, и выглядит как британский замок.
Надо заметить, что конференция проходила спустя всего девять месяцев после полного освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков в парке дворца ещё сохранились снаряды и мины.
Черчилль, единственный из большой тройки задержался в Крыму на двое суток после окончания переговоров. Премьер-министр Великобритании хотел обязательно посетить Английское кладбище, место покоя останков британских воинов, погибших в Крымскую войну, среди которых и предки Черчилля – герцоги Мальборо.
С 1945 по 1955 годы дворец эксплуатировался, как государственная дача и в 1956 году по решению правительства комплекс вновь обрел статус музея.
Парк Воронцовского дворца
Попадая в этот необыкновенный парк, я восхищался гениальностью тех людей, которые это придумали, и упорством тех, кто воплотил это в жизнь.
Создатель этого шедевра ландшафтного дизайна — садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799—1851) более четверти века он занимался планировкой парка и посадкой растений на площади около 36-ти тысяч гектаров. Воронцов пригласил Карла Кебаха, в Крым в 1824 году, за четыре года до начала строительства дворца, немец создал великолепный Английский парк.
Карл Антонович спланировал сад по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Дворцовое шоссе делит парк на Верхний и Нижний.
Верхний парк
Верхний организован по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма склонной к естественному подчёркиванию природных красот. Типичным примером такого подхода является Малый Хаос.
Это только Малый Хаос небольшая иллюстрация того нагромождения камней, которое было здесь до закладки парка.
Тенистые пруды являются неотъемлемой частью Верхнего парка в одном из которых прижились лебеди.
Тропинки максимально сливаются с причудливыми растениями и нагромождением огромных валунов.
Скалистые обломки в лучах, восходящего солнца напоминают зубы дракона.
Кебах создавал Верхний парк, как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над растительностью и дворцом, словно руины замка великанов.
Нижний парк
Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения. Типичным примером является Чайный домик, расположенный практически на берегу моря.
В саду множество очаровательных крошечных озер в оправе из Диабаза.
Приятно встретить уютный водопад, прячущийся в тени экзотических растений.
Вот ещё один водный каскад.
Сад изобилует ухоженными дорожками, обрамленными живой изгородью.
Просторные лужайки перед дворцом подчёркивают монументальность сооружения.
Растительность парка
Карл Кебах отлично знал своё дело и со рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая с достижениями садово-паркового искусства того времени.
По растительности парка можно изучать флору всего земного шара, около 200 видов деревьев и кустов со всех уголков мира составляют коллекцию этого ботанического сада.
Родина Болотного кипариса Северная Америка и вы не поверите - это хвойное дерево.
Платан Восточный или Чинара родом из Италии, поражает своим мощным стволом и корневой системой.
Земляничное дерево родом из Испании, у этого растения вкусные плоды, интересно оно в Крыму плодоносит?
Уникальные и прихотливые растения хорошо укоренились, благодаря тщательно продуманной дренажной системы и индивидуального ухода за растениями, саженцы которых продавали в другие сады и усадьбы, так они пользовались популярностью.
Парк поражает своими размерами, он настолько большой, что здесь немудрено заблудиться.
Славу Воронцовского парка как рукотворному шедевру упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов.
В гостеприимном дворце останавливался Александр I и прогуливался по саду. Здесь бывший наполеоновский маршал Мормона посадил тюльпановое дерево и несколько чинар. Императрица Александра Федоровна посадила платаны, лавры, пробковый дуб. Принц Уэльский с супругой в парке, у самого берега, высадили веллингтонии, гигантские деревья.
https://architectureguru.ru/vorontsov-palace-in-crimea/
Кебах создал себе уникальный памятник в виде потрясающего парка, но и благодарные потомки тоже не остались в долгу и отметили его труды в виде памятной доски.
Художник Айвазовский родом из Крыма и в зрелом возрасте прожил Алупке около двух лет, картины живописца воспевают красоты этих мест.
Граф Михаил Воронцов с родственниками — Нарышкиным и Потоцким, благодаря своим паркам, садам и виноградникам, полностью изменили облик Южного берега от Алушты до Фороса.
Музей «Воронцовский дворец»
Воронцовский дворец строился, опираясь на тогдашние архитектурные представления, он естественно вписался в окружающий ландшафт, вторя очертаниям виднеющихся гор. Следуя светской моде того времени, архитектор создал изумительный коктейль из английского, неомавританского и готического стилей.
Полюбуйтесь на типичный Британский замок с башнями, напоминающими минареты мечетей.
Вот опять Английский фасад, с закамуфлированными под псевдоминареты печными трубами и готические «стрелы».
А это вообще больше похоже на тюрьму, не хватает только решетчатых ворот.
Со стороны моря хоромы не производят такого сумрачного впечатления, это поистине дворец восточного султана.
Фото с сайта: https://architectureguru.ru/vorontsov-palace-in-crimea/
У чертогов грозная охрана в виде мраморных львов.
Интерьеры помещений Воронцовского дворца
Оформление 150-ти палат воплощено в английском стиле с лёгком восточным привкусом и каждое из них выполнено в оригинальном образе. Во всех залах чувствуется мода эпохи, увлечение владельцев экзотическими вещами и вкус хозяев.
Деловая часть замка отражает интересы собственника дома, холл дворца украшают старинные парадные портреты, в деревянных панелях отделки помещения читаются готические мотивы.
Парадный кабинет также оформлен в английском стиле, деревянные панели и традиционный камин. Стены украшают изображения боевых товарищей по войне с французами и портрет первого владельца имения. В этом зале Воронцов давал аудиенции и проводил совещания.
Величественное и просторное помещение замка парадная столовая, проектированием этого помпезного интерьера занимался лично Эдвард Блор. Ему принадлежит тонкое декоративное решение, дополнить сумрачную англосаксонскую атмосферу романтическими работами французского художника Юбера Робера. Комнатный фонтан, облицованный итальянской майоликой, напоминает ханские чертоги Крыма.
После обеда гости проходили в Биллиардную, стены которой украшены картинами европейских мастеров.
В другой тональности выражена женская половина дворца. Судя по интерьерам Елизавета Ксаверьевна была романтической и утончённой натурой, об этом говорит, например, Голубая гостиная, праздничное помещение служило домашним театром, здесь читали стихи поэты того времени, где часто музицировала хозяйка замка.
Не менее примечательным помещением является Зимний сад, это как бы камерное продолжение парка. Вьющийся фикус растёт здесь с 1838 года и чувствует себя очень даже хорошо.
Зимний сад естественное дополнение коллекции редких и экзотических растений парка.