В Крыму большое количество дворцов знати Российской империи, но Воронцовский дворец в Алупке, уникален интерьерами, ландшафтным парком, месторасположением, но и примечателен тем, что он первый на Южном берегу Крыма.
История Воронцовского дворца
Граф М.С. Воронцов
Михаил Семёнович Воронцов был неординарной личностью, его характеризует поведение командующего российским оккупационным соединением во Франции по отношению к солдатам.
Составленный лично графом свод правил, который ограничивал применение телесных наказаний для солдат. Во всех подразделениях корпуса по приказу Воронцова организовали ланкастерские школы для солдат и младших офицеров. А также, граф отладил регулярность присылки в корпус писем из России.
Граф продал имение Круглое, полученное по наследству от родной тётки — княгини Екатерины Дашковой, чтобы погасить долги его подчинённых перед французами в сумме около 1,5 миллиона рублей.
Строительство дворца
На месте Алупки люди селились с первого века нашей эры, но известность к посёлку пришла в 19 веке. В 1824 году герой войны с Наполеоном генерал-губернатор Новороссии М.С. Воронцов приобрёл у полковника-грека Ревелиоти это захолустье.
В течение 20 лет новый владелец строил знаменитый дворец и расширял территорию для устройства парка. Его благоверная, Елизавета Ксаверьевна обладала тонким художественным вкусом и взяла на себя все заботы по эстетическому оформлению дворца и парка вникая в мельчайшие детали создаваемых красот в Алупке. Начитавшись сказок Альгамбры, она прокатилась в Испанию и под впечатлением от родины Сервантеса, повелела воспроизвести в Алупке сады Хенералифе.
В 1837 году, в имении побывал Николай I с супругой Александрой Фёдоровной и старшей дочерью княжной Марией. Графиня Воронцова играла на фортепиано во время импровизированного спектакля, который устраивали в честь именитых гостей.
Приближённые Его императорского величества, не могли не подражать вельможе и отказать себе в морском отдыхе — стали осваивать окрестные участки под дачи. Алупка превратилась в курорт с начала 20 века, когда разразился гостиничный бум в окрестностях Ялты. После революции в 1920 году, стараниями энтузиастов-историков замок приобрёл статус музея.
Уинстон Черчилль в Воронцовском дворце
Второй раз особняк стал знаменит благодаря Ялтинской конференции. В замке поселилась делегация Великобритании, Иосиф Виссарионович польстил Черчиллю, поскольку дворец построен по проекту британского архитектора Эдварда Блора, и выглядит как английский замок.
Надо заметить, что конференция проходила спустя всего девять месяцев после полного освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков и парк дворца ещё не до конца очистили от неразорвавшихся мин и снарядов.
Черчилль, единственный из большой тройки задержался в Крыму на двое суток. Премьер-министр Великобритании хотел обязательно посетить Английское кладбище в Севастополе, место покоя останков предков Черчилля – герцогов Мальборо, погибших в Крымскую войну.
С 1945 по 1955 годы дворец эксплуатировался, как государственная дача и только в 1956 году по решению правительства замок вновь обрёл статус музея.
Парк Воронцовского дворца
Каждый раз, попадая в этот необыкновенный парк, я восхищался гениальностью тех людей, которые это придумали, и упорством тех, кто воплотил это в жизнь.
Создатель этого шедевра ландшафтного дизайна — садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799—1851) более четверти века он занимался планировкой парка и посадкой растений на площади около 36-ти тысяч гектаров. Воронцов пригласил Карла Кебаха, в Крым в 1824 году, за четыре года до начала строительства дворца, немец создал великолепный Английский парк.
Карл Антонович спланировал ландшафт по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Дворцовое шоссе делит парк на Верхний и Нижний.
Верхний парк
Верхний создан по принципу английских пейзажных рощ эпохи романтизма склонной к естественному подчёркиванию природных красот. Типичным примером такого подхода является Малый Хаос.
Это только Малый Хаос миниатюрная картинка того нагромождения камней, которое сотворила природа до закладки парка.
Тенистые пруды неотъемлемая часть Верхнего парка в одном из которых прижились лебеди.
Тропинки максимально сливаются с причудливыми растениями и нагромождением огромных валунов.
Скалистые обломки в лучах, восходящих солнца напоминают зубы дракона.
Кебах создавал Верхний парк, как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.
Нижний парк
Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения, типичный пример Чайный домик, расположен практически на берегу моря.
В саду множество очаровательных крошечных озер в оправе из Диабаза.
Приятно встретить уютный водопад, прячущийся в тени экзотических растений.
Вот ещё один водный каскад.
Парк изобилует ухоженными дорожками, обрамленными живой изгородью.
Просторные лужайки перед дворцом подчёркивают монументальность сооружения.
Растительность парка
Карл Кебах отлично знал своё дело и со рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную растительность, сочетая с достижениями садово-паркового искусства того времени.
По растительности парка можно изучать флору всего мира, сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов со всех уголков мира.
Родина Болотного кипариса Северная Америка и вы не поверите - это хвойное дерево.
Платан Восточный или Чинара родом из Италии, поражает своим мощным стволом и корневой системой.
Земляничное дерево родом из Испании, у этого растения вкусные плоды, интересно оно в Крыму плодоносит?
Уникальные и прихотливые особи хорошо укоренились, благодаря тщательно продуманной дренажной системы и индивидуального ухода за растениями, саженцы которых продавали в другие сады и усадьбы, настолько они пользовались популярностью.
Парк поражает своими размерами, он на столько большой, что в нём немудрено заблудиться.
Славу Воронцовского парка как рукотворному шедевру упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов.
В гостеприимном дворце останавливался Александр I и прогуливался по саду. Здесь бывший наполеоновский маршал Мормона посадил тюльпановое дерево и несколько чинар. Императрица Александра Федоровна посадила платаны, лавры, пробковый дуб. Принц Уэльский с супругой в парке, у самого берега, высадили веллингтонии, гигантские деревья.
https://architectureguru.ru/vorontsov-palace-in-crimea/
Кебах создал рукотворный памятник в виде потрясающего парка, но и благодарные потомки тоже не остались в долгу и отметили его труды в виде памятной доски.
Художник Айвазовский родом из Крыма и в зрелом возрасте прожил здесь около двух лет, его картины воспевают красоты этих мест.
Граф Михаил Воронцов с родственниками — Нарышкиным и Потоцким, благодаря своим паркам, садам и виноградникам, полностью изменили облик Южного берега от Алушты до Фороса.
Музей «Воронцовский дворец»
Воронцовский дворец строился, опираясь на тогдашние архитектурные представления, он естественно вписался в окружающий ландшафт, вторя очертаниям виднеющихся гор. Следуя светской моде того времени, архитектор создал изумительный коктейль из британского, неомавританского и готического стилей.
Полюбуйтесь на типичный Английский замок с башнями, напоминающими минареты мечетей.
Вот опять Английский фасад, с закамуфлированными под псевдоминареты печными трубами и готические «стрелы».
А это вообще больше похоже на тюрьму, не хватает только решетчатых ворот.
Со стороны моря дворец не производит такого сумрачного впечатления, это поистине сераль восточного султана.
Фото с сайта: https://architectureguru.ru/vorontsov-palace-in-crimea/
У чертогов грозная охрана в виде мраморных львов.
Интерьеры помещений Воронцовского дворца
Оформление 150-ти комнат дворца реализовано в английской манере с лёгком восточным привкусом и любое из них выполнено в оригинальном стиле. В каждом зале чувствуется мода эпохи, страсть владельцев к экзотическим вещам и их вкус.
Деловая часть замка отражает интересы хозяина дома, холл дворца украшают старинные парадные портреты. В деревянных панелях отделки помещений читаются готические мотивы.
Парадный кабинет также оформлен в английском стиле, те же деревянные панели и традиционный камин. Стены украшают изображения боевых товарищей, участвовавших в войне 1812 года и портрет первого владельца имения. В зале Воронцов давал аудиенции и проводил совещания.
Самое величественное и просторное помещение дворца парадная столовая, проектированием этого помпезного интерьера занимался лично Эдвард Блор. Ему принадлежит тонкое художественное решение, дополнить сумрачную англосаксонскую атмосферу романтическими работами французского живописца Юбера Робера. Комнатный фонтан, облицованный итальянской майоликой, напоминает ханские покои в Крыму.
После обеда гости отдыхали в Биллиардной, стены которой украшают картины европейских мастеров.
В другой тональности оформлена женская половина дворца. Судя по интерьерам Елизавета Ксаверьевна была романтической и утончённой натурой, об этом говорит, например, Голубая гостиная. Салон — это праздничное помещение использовалось как домашний театр, здесь читали свои стихи поэты того времени, где нередко музицировала хозяйка апартаментов.
Не менее примечательное помещение Зимний сад, это великолепное камерное продолжение парка. Вьющийся фикус растёт здесь с 1838 года и чувствует себя очень даже хорошо.
Зимний сад рукотворное продолжение коллекции редких и экзотических растений парка.
Интерьер из причудливой флоры дополняют изысканные произведения искусства с беломраморным фонтаном в центре.
Нежные южные растения и цветы создают неповторимый колорит теплоты и уюта.
Другие экспозиции Воронцовского дворца
Южные террасы
Зимний сад выходит на Южные террасы, природное продолжение оранжереи.
Южные террасы — уютные площадки для отдыха расположенные вдоль спускающейся в сторону моря лестнице и, как правило, с источниками воды.
Гроздь «полянок» заканчивается раковиной, а извилистые каменистые тропки выводят на городской пляж Алупки.
Квартира Дворецкого в Хозяйственном корпусе
Хозяйственный корпус и дом графа Шувалова образуют уютный дворик, где можно отдохнуть в тени могучего дерева в ожидании очередной экскурсии. В Хозяйственном корпусе располагаются кассы музея и вход в квартиру Дворецкого.
Дворецкий — генерал среди слуг, кроме того, на нём лежали обязанности по организации званых обедов, подбору вин и доставки продуктов для кухни. Хозяева ценили дворецкого за пунктуальность, тактичность, преданность господам, способность хранить их тайны за эти качества хозяева создавали ему условия для выполнения его обязанностей, расплачиваясь хорошей зарплатой и жильём.
Вот и Воронцов ценил своего дворецкого и зарплатой, и жильём, предоставил не слабую трёхкомнатную в центре Алупки квартиру, состоящую из: кабинета, столовой и гостиной.
Ежегодный доход дворецких был весьма значительным, и многие из них за несколько лет службы сколачивали немалый капитал.
Дом графа А. П. Шувалова
Супругам Воронцовым не везло с детьми, из шестерых отпрысков только двое наслаждались продолжительной жизнью: сын Семён и дочь София.
23 апреля 1844 г. 19-летняя Софья Михайловна в Венском православном соборе обвенчалась с 27-летним графом Андреем Павловичем Шуваловым. Судя по огромному приданому – несколько имений, в которых насчитывалось 6659 душ, граф Михаил Воронцов очень даже любил свою дочь. Вдобавок в 1847 г. распорядился архитектору В. Гунту оборудовать в западной части гостевого корпуса одноэтажный флигель для четы Шуваловых. Покои супругов отличались от парадных залов дворца сугубо интимной, домашней обстановкой, сюда приглашались только очень близкие люди.
Поговаривают, что семейная жизнь Шуваловых не задалась и супруги, как правило, находились далеко друг от друга и немудрено, Андрею Павловичу в силу его государственной службы приходилось жить в Петербурге. Всё это не помешало им настрогать шестерых детей. Супруга Шувалова была особенно привязана к Алупке, где она провела много времени в детстве и это скорей дом Софьи Михайловны и была близка к родителям.
Их портреты и изображения близких родственников украшают стены будуара Софьи. От предков перешли к ней предметы, скрашивающие жизнь светской женщины и матери семейства в эпоху Бидермейер (50-60 гг. XIX в.). Изящный микс подлинных вещей, вывезенных с Востока, с имитацией «китайщины» украшает интерьер комнаты.
Кровать под пологом, мягкие с изогнутыми спинками кресла мастерской Гамбса, туалетный стол у зеркала, фаянсовые кувшин и таз для умывания подчёркивает интимный характер спальни.
Гостиная она же портретная украшена изображениями знаменитые представители семейства Воронцовых, их близкими и дальними родственниками. Наряду с работами маститых мастеров представлены копии, выполненные крепостными художниками.
В столовой собрана великолепная коллекция антиквариата украшением которой является гарнитур мебели красного дерева, изготовленный в Англии в I -ой пол. XIX века в стиле Чиппендейл.
На столе выставлен фарфоровый обеденный сервиз (Мейсен., нач. ХХ в.) в сочетании с богемским стеклом.
В экспозиции присутствует чайный сервиз императорского фарфорового завода эпохи Александра II и тарелки, украшенные гербом Воронцовых — Дашковых и надписью: «Алупка».
Шуваловы были меценатами и страстными коллекционерами. В их собрании находились картины западноевропейских мастеров, в том числе великолепная копия «Семейного портрета» А. Ван-Дейка, работы братьев Брюлловых.
Стены гостиной графа А.П. Шувалова, расположенной в круглой башне, декорированы гравюрами французских мастеров XVIII века в серии «Жизнь Марии Медичи» выполненная по картинам П. Рубенса.
Кабинет А.П. Шувалова великолепная иллюстрация жизни его владельца. Портреты графа, как адъютанта фельдмаршала князя Паскевича (1848 г. - К. Артингер), или как кавалергард (1852 г. — М. Зичи).
Воронцовская кухня
Обширные службы и жилые помещения для слуг, занимают отдельное кухонное здание Хозяйственного двора, которое возводилось с 1838 в течение шести лет. После завершения строительства поварской хлебосольство графа по-видимому стало более обильным.
Первый зал, собственно кухня, просторное помещение с высоким потолком, площадью более 60-ти квадратных метров мощёное грубо обработанными каменными панелями.
Центральным экспонатом помещения является чугунная плита, соответствующая английским аналогам. Печь, состоящая из двух топок, каминной решётки, духовки для выпечки хлеба, открытой варочной поверхности для приготовления пищи и полки для её подогрева с вмонтированным баком для горячей воды. Монолитная дымовая труба и многочисленные дверцы плиты украшены стилизованными литым орнаментом, верхние вытяжки декорированы металлическими резными деталями. Подвесные светильники, массивный деревянный буфет и два разделочных стола, передают рабочую атмосферу кухни.
Второе помещение экспозиции я бы назвал «Комната отдыха персонала».
Здесь же демонстрируются характерные для русского быта самовары, два из них изготовлены на тульских заводах Баташова и братьев Шемариных. В витринах разложены старинные кулинарные книги.
Последнее помещение стилизовано под Кладовую, наполненную съестными запасами и различными предметами, имеющими отношение к кухонному быту.
Выставки Воронцовского дворца
Название выставки | Где проходит | Время проведения | Комментарий |
---|---|---|---|
«Художественная галерея Воронцовского дворца» | Выставочный зал «Под платаном» | Постоянная экспозиция | Известные русские художники, графики, скульпторы, выпускники Санкт-Петербургской Академии Художеств |
«Образ природы» | Конференц-зал Воронцовского дворца | Постоянная экспозиция | Живопись, графика и декоративно-прикладное искусство XIX – XX вв. из фондов Алупкинского музея-заповедника. |
Как добраться до Воронцовского дворца в Алупке
В 68 км от Севастополя и всего в 17 км от Ялты практически в центре Алупки расположен Воронцовский дворец.
Из Симферополя существует несколько вариантов добраться до Алупки:
Несколько раз в день с автостанции «Курортная» отправляется автобус до Симеиза, который доставит вас прямо на автовокзал Алупки.
Добраться до автовокзала Ялты либо на автобусе, либо на троллейбусе и далее автобус №102 до конечной остановки «Воронцовский дворец», либо автобусы 107 и 115 с автовокзала Ялты до автостанции Алупки.
Вдобавок из центра из Ялты до Воронцовского дворца ходит маршрутка №132.
Из Севастополя практически два раза в час отправляется автобус до Ялты, выйти нужно на остановке «Питомник», и перейдя на другую сторону дороги, далее на автобусе №1A до «Автостанции Алупка».
Режим работы экспозиций
Режим работы основной экспозиции «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца»
Сезон | Время работы основной экспозиции | Время работы касс | Выходные |
---|---|---|---|
01 января – 31 марта | 9:00 – 17:00 | 9:00 – 16:15 | без выходных |
01 апреля – 30 июня | 9:00 – 18:00 | 9:00 – 17:15 | без выходных |
01 июля – 15 сентября | 8:00 – 20:00 | 8:00 – 19:15 | без выходных |
16 сентября – 31 октября | 9:00 – 18:00 | 9:00 – 17:15 | без выходных |
01 ноября – 31 декабря | 9:00 — 17:00 | 9:00 – 16:15 | без выходных |
Экскурсии по Алупкинскому парку проводятся в 10:00, 12:00, 14:00, 16:00. Группы собираются у Восточных ворот.
Режим работы экспозиций и выставок
Зал | Время работы | Время работы касс | Выходные |
---|---|---|---|
Выставочный зал под платаном | 09:00 – 17:00 | 10:00 – 16:15 | Без выходных |
Выставочный конференц-зал | 09:00 – 17:00 | 10:00 – 16:15 | Без выходных |
Стоимость билетов в Воронцовский дворец
Основной экспозиции безусловно являются «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца».
Льготные и бесплатные категории граждан (при наличии соответствующих документов) лично получают входные билеты.
Предоставляемые услуги | Взрослый билет (руб.) | Дети от 16 до 18 лет, студенты, пенсионеры | Время экскурсии (мин.) |
---|---|---|---|
Посещение основной экспозиции | 400 | 200 | 45 |
Посещение основной экспозиции с аудиогидом | 400 | 200 | -- |
Дом графа А. П. Шувалова | 150 | 80 | -- |
Квартира Дворецкого | 110 | 55 | -- |
Кухня дворца | 110 | 55 | -- |
Выставочный зал «Под платаном» | 150 | 80 | Самостоятельно |
Выставка в конференц-зале | 150 | 80 | Самостоятельно |
Пешеходная экскурсия по Алупкинскому парку | 100 | 70 | 60 |
Для бесплатных категорий посетителей и детей от 7 до 16 лет цена за экскурсионное обслуживание или использование аудиогида составляет 70 рублей.
Индивидуальные экскурсии проводятся только по предварительной записи договориться можно по телефону экскурсионного отдела: +7 (978) 018-56-74
Эпилог
Четыре дня проведенные в этом удивительном месте пролетели с умопомрачительной скоростью, оставив уйму впечатлений и фотографий. Я постараюсь обязательно вернуться в Крым и открыть для себя новые красоты полуострова.
Оставить комментарий