Алупка. Воронцовский дворец

Шпили Воронцовского дворца в лучах восходящего солнца

В Крыму большое количество дворцов знати Российской империи, но Воронцовский дворец в Алупке, уникален не только своим месторасположением, но и примечателен тем, что он был первым.

История Воронцовского дворца

На месте Алупки люди селились с первого века нашей эры, но известность к поселку пришла в 19 веке, когда герой войны 1812 года генерал-губернатор Новороссии М.С. Воронцов приобрел здесь имение. В течение 20 лет новый владелец строил знаменитый дворец и расширял владения для устройства парка.

Приближенные Его императорского величества, не могли ни подражать знатному вельможе и отказать себе в морском отдыхе - стали осваивать окрестные участки под дачи. Курортной Алупка стала в начале 20 века, когда начался гостиничный бум не только в Ялте, но и в окрестностях.

После революции в 1920 году, стараниями энтузиастов-историков дворец стал музеем.

Второй раз дворец стал знаменит благодаря Ялтинской конференции. Во дворце поселилась делегация Великобритании, Иосиф Виссарионович польстил Черчиллю, так как дворец построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора, и выглядит как английский замок.

Надо заметить, что конференция проходила спустя всего девять месяцев после полного освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.

После войны дворец вновь стал популярным музеем.

Парк Воронцовского дворца

Каждый раз, попадая в этот необыкновенный парк, я восхищался гениальностью тех людей, которые это придумали, и упорством тех, кто воплотил это в жизнь.

Создатель этого шедевр садово-паркового искусства — садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799—1851) более четверти века он занимался планировкой парка и посадкой растений на площади более 36 тысяч гектаров. Воронцов пригласил Карла Кебаха, в Крым в 1824 году, за четыре года до начала строительства дворца, немец создал великолепный Английский парк.

Карл Антонович спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Дворцовое шоссе делит парк на Верхний и Нижний.

Верхний парк

Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма склонной к естественному подчеркиванию природных красот. Типичным примером такого подхода является Малый Хаус.

Малый Хаус в парке Воронцовского дворца

Это только Малый Хаус маленькая картинка того нагромождения камней, которое было здесь до закладки парка.

Тенистые пруды являются неотъемлемой частью Верхнего парка в одном из которых прижились лебеди.

Лебеди в парке Воронцовского дворца

Тропинки максимально сливаются с причудливыми растениями и нагромождением скал.

Тропинка в парке Воронцовского дворца

Скалистые обломки в лучах, восходящих солнца напоминают зубы дракона.

Скала в парке Воронцовского дворца

Кебах создавал Верхний парк, как место созерцания моря и гор Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Нижний парк

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения. Типичным примером является Чайный домик, расположенный практически на берегу моря.

Чайный домик  в парке Воронцовского дворца

Совершенно очаровательными крошечными озерцами в оправе из Диабаза.

Водоем с лилиями в парке Воронцовского дворца

Парк изобилует уютными водопадами, прячущимися в тени экзотических растений.

Водопад в парке Воронцовского дворца

Вот еще один водопад.

Водопад в парке Воронцовского дворца

Ухоженными дорожками обрамленными живой изгородью.

Дорожка в парке Воронцовского дворца

Просторными лужайками перед дворцом.

Воронцовский дворец на фоне Ай-Петри

Растительность парка

Карл Кебах отлично знал своё дело и с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая с достижениями садово-паркового искусства того времени.

По растительности парка можно изучать флору всего мира, сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов со всех уголков мира.

Родина Болотного кипариса Северная Америка и вы не поверите - это хвойное дерево.

Болотный кипарис в парке Воронцовского дворца

Платан Восточный или Чинара родом из Италии, поражает своим мощным стволом и корневой системой.

Платан восточный в парке Воронцовского дворца

Земляничное дерево родом из Испании, у этого дерева вкусные плоды, интересно оно в Крыму плодоносит?

Земляничное дерево в парке Воронцовского дворца

Очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились, благодаря тщательно продуманной дренажной системы и индивидуального ухода за растениями. Растения Воронцовского парка пользовались популярностью настолько, что саженцы продавали в другие сады и усадьбы.

Парк настолько большой, что здесь немудрено заблудиться.

Славу Воронцовского парка, как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов.

В гостеприимном дворце останавливался Александр I и прогуливался по саду. Здесь бывший наполеоновский маршал Мормона посадил тюльпановое дерево и несколько чинар. Императрица Александра Федоровна посадила платаны, лавры, пробковый дуб. Принц Уэльский с супругой в парке, у самого берега, высадили веллингтонии, гигантские деревья.

https://architectureguru.ru/vorontsov-palace-in-crimea/

Кебах создал себе уникальный памятник в виде потрясающего парка, но и благодарные потомки тоже не остались в долгу и отметили его труды в виде памятной доски.

Памятник Карлу Кебах в парке Воронцовского дворца

Художник Айвазовский родом из Крыма и в зрелом возрасте прожил здесь около двух лет, его картины воспевают красоты этих мест.

Скала Айвазовского

Граф Михаил Воронцов с родственниками — Нарышкиным и Потоцким, благодаря своим паркам, садам и виноградникам, полностью изменили облик Южного берега от Алушты до Фороса.

Музей «Воронцовский дворец»

Воронцовский дворец строился, опираясь на тогдашние архитектурные представления, он естественно вписался в окружающий ландшафт, вторя очертаниям виднеющихся гор. Следуя светской моде того времени, архитектор создал изумительный коктейль из английского, неомавританского и готического стилей.

Полюбуйтесь на типичный Английский замок с башнями, напоминающими минареты мечетей.

Вид Воронцовского дворца в Алупке

Вот опять Английский фасад, псевдоминареты и готические «стрелы».

Вид Воронцовского дворца в Алупке

А это вообще больше похоже на тюрьму, не хватает только решетчатых ворот.

 Вид Воронцовского дворца в Алупке

Со стороны моря дворец не производит такого сумрачного впечатления, это по истине дворец восточного султана.

Вид Воронцовского дворца в Алупке

Фото с сайта: https://architectureguru.ru/vorontsov-palace-in-crimea/

У дворца грозная охрана в виде мраморных львов.

Скульптура льва во входной группе Воронцовского дворца в Алупке

Интерьеры помещений Воронцовского дворца

Оформление 150-ти комнат дворца выполнено в английском стиле с лёгком восточным привкусом и каждое из них выполнено в оригинальном стиле. В каждом зале чувствуется мода эпохи, интерес владельцев к экзотическим вещам и их вкус.

Деловая часть дворца отражает интересы хозяина дома, холл дворца украшают старинные парадные портреты. В деревянных панелях отделки помещений читаются готические мотивы.

Холл Воронцовского дворца в Алупке

Парадный кабинет также оформлен в английском стиле, те же деревянные панели и традиционный камин. Стены украшают портреты боевых товарищей, участвовавших в войне 1812 года и портрет первого владельца имения. Здесь Воронцов давал аудиенции и проводил совещания.

Парадный кабинет Воронцовского дворца в Алупке

Самое величественное и просторное помещение дворца парадная столовая, проектированием этого помпезного интерьера занимался лично Эдвард Блор. Ему принадлежит тонкое художественное решение, дополнить сумрачную англо-саксонскую атмосферу романтическими работами французского художника Юбера Робера. Комнатный фонтан, облицованный итальянской майоликой, напоминает ханские дворцы Крыма.

Парадная столовая Воронцовского дворца в Алупке

После обеда гости могли пройти в Биллиардную, стены которой украшали картины европейских мастеров.

Бильярдная Воронцовского дворца в Алупке

Совсем в другой тональности выражена женская половина дворца. Судя по интерьерам Елизавета Ксаверьевна была романтической и утонченной натурой, об этом говорит, например, Голубая гостиная. Голубая гостиная это праздничное помещение использовалось как домашний театр, здесь читали свои стихи поэты того времени, где нередко музицировала хозяйка дома.

Голубая гостиная Воронцовского дворца в Алупке

Не менее примечательным помещением является Зимний сад, это как бы камерное продолжение парка. Вьющийся фикус растет здесь с 1838 года и чувствует себя очень даже хорошо.

Вьющийся фикус Воронцовского дворца в Алупке

Зимний сад естественное продолжение коллекции редких и экзотических растений парка.

Растения в Зимнем саду Воронцовского дворца в Алупке

Интерьер из причудливой растительности дополняют изысканные произведения искусства с беломраморным фонтаном в центре.