Два способа добраться до вершины Ай-Петри с удовольствием

Вид Ай-Петри из парка Воронцовского дворца
Обновлено:

Глядя на практически отвесную стену горы Ай-Петри, появляется непреодолимое желание побывать на вершине.

Канатная дорога на Ай-Петри, как добраться

 В Алупке мы остановились на Севастопольском шоссе, довольно высоко и далеко от моря, наивно предполагая, что с автомобилем мы имеем возможность подобраться поближе к пляжу.

 Нужно хорошо знать организацию движения в этих курортных городках, да и мастерство вождения по узким извилистым улочкам забитыми припаркованными автомобилями тоже не помешает. Так что мы отказались от этой идеи, пришлось увеличить физические нагрузки за счёт прогулок к морю, а заботы по осмотру окрестностей возложили на местное бюро путешествий. Вершину Ай-Петри решили посетить самостоятельно, тем более что яйла - вот она, не мудрствуя лукаво, да и канатная дорога рядом.  

 Посоветовавшись с интернетом решили с шиком попасть на Ай-Петри, подняться на гору с помощью канатной дороги и по ней же спуститься. На общественном транспорте - одна остановка общественным транспортом и слегка пройтись до нижней станции канатной дороги.

 При выгрузке из рейсового автобуса нас встретил одинокий оракул, который вежливо указывал путь к вокзалу подвесной дороги, но и участливо предупреждал, что не стоит туда ходить, слишком большая очередь на подвесную дорогу. Хозяин нашего жилья посоветовал алгоритм, как попасть на канатную дорогу: - «Нужно оказаться на остановке Канатной дороги, либо около 9-ти утра или ближе к 17 часам, когда очередь минимальна, вечером нужно подниматься практически на последней гондоле.»

 Попасть на остановку Хаста-Баш можно двумя автобусами маршрутов №№ 107 и 115.   Рейс № 107 соединяет Ялтинский автовокзал и АкваПарк раз в полчаса, маршрут № 115 пролегает от Ялтинской автостанции до Симеиза и курсирует каждые 20 минут.

 Мы оказались на остановке Хаста-Баш в начале четвёртого пополудню и, зная о ситуации с очередью, не рвались её занять, да вид пыльной дороги вниз не шибко вдохновлял, разговорились с оракулом.

Трасса к нижней станции Канатной дороги

Оказалось, что его зовут Николай, он таксует и предложил нам подняться на Ай-Петри, на автомобили. Аргументы собеседника были просты, как пять копеек:

  •   Небольшая разница в цене, если подъём на канатной дороге стоит 400 рублей, то поездка на машине обойдётся всего на сотню дороже.
  •  Не нужно загорать в очереди на жаре.
  •  Во время путешествия по живописному шоссе будет две остановки, где получатся великолепные  фотографии.
  •  Обратно вы спуститесь по канатной дороге.

 Эти незамысловатые аргументы легко нас убедили отправиться вверх на машине.

 Николай попросил  подождать, вести двоих пассажиров на автомобиле вместимостью 6 человек нет резона. Когда ожидание начало затягиваться, он стал оправдываться: - «Обычно мы, то есть извозчики, стоим возле нижней станции, но сегодня там небывалая пробка и мне пришлось подниматься по этой дороге!». Наконец собрался пул из пяти пассажиров, и мы отправились в путь.

Бахчисарайское шоссе

Как только свернули на трассу в сторону Ай-Петри, Николай, как заправский гид, стал нам рассказывать историю создания дороги. Очень скоро мы убедились, что это поистине уникальное инженерное сооружение. Строительство дороги поначалу имело исключительно военное значение, планировалось разместить на вершине артиллерийскую батарею, но после окончания строительства дорога приобрела чисто хозяйственное значение, она сооружалась 30 лет.

Работа потребовала поистине титанических усилий – чтобы в этом убедиться, достаточно один раз пройти или проехать по головокружительным серпантинам этого шоссе, врезанного в склон крутизной (на некоторых участках) до 60-80 градусов. Однако дерзкий проект, несмотря на серьёзные трудности, был полностью реализован. В честь его завершения император Александр II, патронировавший строительство дороги, высочайше повелел назвать «отличительную скалу на Ай-Петринской яйле – скалой Шишко».

Книга Александра и Андрея Ены «Перевалами горного Крыма»

 В годы войны шоссе опять приобрело военное значение, правда, своим разрушением, местные партизаны взорвали часть дороги и помешали фашистам перебросить технику к осаждённому Севастополю через плато. Осенью 1941 года, группа партизан уничтожила самый сложный участок дороги – на 20-м километре шоссе.

Черепашье озеро на Ай-Петри

А вот и первое вознаграждение за путешествие на автомобиле.

Черепашье озеро

 Оказывается, этот пункт называется «Черепашье озеро», место очень живописное, но в середине лета и вода уже вовсю цветёт, представляю, как это выглядит весной при кристально чистой воде. Черепах, как мы ни старались, ни обнаружили. В озере проточная вода — вот и источник.

Источник

Сам родник надёжно упрятан под досками, плёнкой и листвой.

Источник

Остановка длилась около десяти минут и дальше вверх от поворотов серпантина захватывает дух.

 Премия №2 оказалась живописней первой.

Серебряная беседка на Ай-Петри

Николай в начале путешествия предупредил, что по мере подъёма наверх будет меняться вид растительности, а температура на вершине отличается от показаний термометра у подножья горы, летом – на 7 градусов, зимой побольше. Так что собираясь в путешествие это надо учитывать.

 Вот как выглядят сосны, искорёженные горными ветрами.

Сосны на склоне Ай-Петри

Светлая полоска на противоположном склоне – это водопад Учан-Су в это время года не функционирует, природа включает его только весной во время таянья снегов на вершинах гор.

 Здесь организована смотровая площадка с ротондой, собственно она и называется «Серебряной Беседкой». Когда ночная температура меньше 0 градусов беседка покрывается инеем и сверкает металлическим блеском, за это свойство и прозвана Серебряной. 

 Ротонду фотографировать не стал из-за обилия путешественников, зато вот так выглядит Ялтинский порт из бельведера.

Вид на Ялтинский порт

 Панорама красавицы Ялты, из-под сосновой ветки стыдливо выглядывает Медведь-Гора.

Панорамный вид Ялты из Серебряной беседки

Под прикрытием других деревьев сосны вполне нормальные, с помощью супруги определили возраст растения.

Определение возраста сосны

Сосне не так уж и много лет порядка 50-ти, ей до пенсии ещё очень далеко.

 Путешествуя на автомобиле, мы получили два в одном и Ай-Петри, и поездку по живописной дороге наверх. К нашему сожалению, мы не договорились с водителем о дополнительных остановках - интересных фотографий и впечатлений было бы значительно больше.

Вершина Ай-Петри

Наконец мы выкатились на плоскогорье и через несколько секунд запарковались, нашему взору предстала картина этакого бивуака у подножья не хилой горки.

Вид зубцов с плоскогорья

Через хорошую оптику видны люди-муравьишки на склоне горы.

Вид зубцов через хорошую оптику

 Глядя на зубцы Ай-Петри, я понял значение предупреждения нескольких моих собеседников о вершине горы: - «Вы не сможете подняться наверх, погуляете у подножья!». Пришлось идти, я мужественно отказался от применения гужевого транспорта по причине неосведомлённости о его наличии.

Гужевой транспорт

Тракт до верхней станции Канатной - это практически местный «Ленинский проспект».

Дорога к Верхней станции Канатки

 На пути к вершине встречается несколько точек, с которых открываются пейзажи  различных секторов Южного берега Крыма.

Вид на Кореиз с горы Ай-Петри

Дорога к вершине терниста и трудна, пролегает меж камней и корней, зато тениста.

Тропа наверх

В пути можно и подкрепиться, в «пункте питания» предприимчивого местного бизнесмена.

"Пункт питания"

Дерево талисман – по-местному поверяю, если в дупло бросить монетку, то в скором времени обогатишься.  Деньги бросил, но богатства до сих пор не прибавилось.

Дерево-талисман

Местное поле чудес из страны Дураков.

 Выйдя из тени деревьев, стало понятно, что это не конец путешествия, предстоит ещё идти и идти.

Заключительный этап подъёма

Виды с Ай-Петри

 Наконец и подножье зубцов, начали озираться, как же красиво!

 Привлекает внимание развивающееся красное полотнище на крайнем уступе, со словами: -«150-я стрелковая Идрицкая ордена Кутузова дивизия» - легендарный стяг. Каждый год 9 Мая группа альпинистов совершает восхождение на этот зубец и водружают знамя победы.  

Знамя победы на одном из зубцов

Взгляд на красавицу Ялту.

Вдали Ялта

 Переходя от одной смотровой площадке к другой, получаешь все новые и новые ракурсы.

Вид зубцов

Взгляд в сторону Турции, как позднее объяснили нам в кабине фуникулёра: - «Турция не видна ни при какой погоде!». Ну и без этой радости – красиво!

Взгляд в сторону Турции

Мы пробыли на Ай-Петри несколько часов, пора отправляться в обратную дорогу, мы так многого не увидели, если доведется побывать здесь еще раз обязательно посветим этому месту целый день.

Мы пробыли на Ай-Петри несколько часов, пора отправляться в обратную дорогу, мы так многого не увидели, если доведётся побывать здесь ещё раз обязательно посветим этому месту целый день.

 Что ещё посмотреть на Ай-Петри

 Подвесной мост

 Можно пройтись над пропастью и поучаствовать в аттракционе «Невиданной храбрости».

Над пропастью

 На зубце установлен православный крест с надписью: - «Спаси и сохрани!» - очень даже к месту.

 Если внимательно приглядеться, путешествие между зубцами надёжно страхуется.

Барышни на подвесном мосту

 Время работы подвесного моста

 Канатная тропа функционирует только в курортный сезон с мая по октябрь, ежедневно с 10 часов до 18 часов.

 На подвесном мосту в Крыму действуют следующие ограничения:

  •  Вес посетителя не должен превышать 90 кг;
  •  Дети до 12 лет не допускаются, с 12 до 15 лет — в сопровождении одного из родителей;
  •  Дети старше 15 лет — могут передвигаться по мосту самостоятельно;
  •  На одном пролёте не допускается нахождение более 4-х человек, поэтому может возникать очередь;
  •  Деньги не возвращаются после того, как инструктор надел на вас снаряжение.
 Стоимость прогулки по подвесному мосту

 Тест на смелость вам обойдётся в 500 рублей и никаких скидок.

 И напоследок:

 Важно! Прежде чем ступить на канатный мост, каждый посетитель должен пройти подробный инструктаж, получить снаряжение и научиться применять его. На мост проходят только в специальной экипировке и с надёжной страховкой. И, конечно, не допускается никаких возлияний «для храбрости».

 Пещеры на плато Ай-Петри

 На Ай-Петринской яйле обнаружено более трехсот карстовых полостей, три из которых открыты для посетителей.

 Пещера Трёхглазка

 Это одна из самых посещаемых пещер, небольшая по крымским меркам площадью 670 квадратных метров, для спуска не потребуется хорошей физической формы и спелеологического оборудования.

 Вид из глубины пещеры Трёхглазк

 Расположенные рядом три округлых входа в подземелье дали основания называть её Трёхглазкой.

 Древние охотники приспособили пещеру под морозильник и хранили в её холодных залах туши животных, убитых на охоте и по мере надобности употребляли их в пищу. Сама жизнь присвоила пещере имя – Ледяная.

 Повара графа Михаила Семёновича Воронцова использовали лёд, добытый в подземелье для охлаждения шампанского и других напитков во время светских приёмов. Так пещера получила своё второе название в литературных источниках, как Воронцовская.

 В 1989 году подземные залы открыли для посещения туристами, и они быстро превратились в хит Ай-Петринской яйлы. Посетители могут попасть сюда только в тёплое время года в зимнее стужу пещеру закрывают из соображений безопасности.

Стены в пещере Трёхглазка

 Путешествие в ледяное царство Трёхглазки кажется особенно сказочным, при температуре на плато близкой к 30 °С. Для осмотра этого подземного дворца вам потребуется не более получаса, и его легко совместить с другими пунктами экскурсионной программы.

 Вход в пещеру находится примерно в 700 метрах от верхней станции канатной дороги.

 Стоимость входного билета: для взрослых – 155 ₽, для детей – 80 ₽.

 Время работы: с 9:00 утра до 10:00 вечера.

 Геофизическая пещера

 Спустившись по винтовой лестнице в колодец на 28 метров, вы попадаете в сталактитовую галерею, украшенную то ли причудливыми кондитерскими изделиями то ли ледяными сосульками.

Сталактитовая галерея в Геофизической пещере

 Ранее местные жители считали провал пристанищем злых духов, и избегали это место. В 2009 пещеру оборудовали под экологопросветительский объект.

Красный зал в Геофизической пещеры

 Своё название подземелье получило благодаря работам геофизиков, которые в 50-х годах двадцатого века предсказали наличие в ней горизонтальных ходов.

 Ялтинская пещера

 Ялтинский спелеолог Г. Космачем в 1997 г. открыл  подземную полость в виде обширной залы (около 450 м2) с высотой купола не менее 22 метров. Спустя 10 лет, в 2007 году после оборудования появилась возможность её посещать.

 Имея круговой более-менее горизонтальный маршрут, пещера знакомит посетителей с причудливыми натёчными образованиями, которые за тысячи лет изваяли кальцит, оседавший на своде и стенах пещеры.

 Троллей

 Оказалось, что для спуска от зубцов к автостоянке есть три альтернативы две пешеходные, а последняя - скоростной одноместный экспресс-Аэроканатной дороги под названием троллей. Во время подъёма по склону над нами проносились эти экспрессы, иногда с оглушительным визгом.

Спуск на канате

 К троллям наклонный стальной канат, не имеет никакого отношения. Недалеко от зубцов Ай-Петри с помощью специальной страховочной системы вас пристёгивают к  канату и отправляют в полёт. Несколько секунд полёта в экстремальном аттракционе со скоростью до 60 километров в час, и вы у автостоянки.

 Цена удовольствия 1000 рублей.

 Спуск от зубцов Ай-Петри на плато

Что бы не уподобляться скачущей лане по дороге между камней и корней, мы, вспомнив, что «нормальные герои всегда идут в обход», воспользоваться менее крутой, но более длинной дорогой и не пожалели.

Начало альтернативной дороги

По пути нам удалось увидеть входы в знаменитые пещеры Ай-Петри – это ямы на фото ниже.

Входы в пещеры Ай-Петри

Вот как выглядел наш путь в тенистой части, просто проселочная дорога.

Альтернатива

Верблюд не единственный вид гужевого транспорта на плато Ай-Петри, путешествие можно совершить и верхом на лошади.

Лошади

Вот так выглядит последний луч солнца на Ай-Петри: