А. П. Чехов «Вишнёвый сад» у В. Спесивцева

Московский молодёжный Театр под управлением В. Спесивцева

В очередной поездке из своей Тьму — тараканьи в Москву, для традиционного просмотра спектакля фишка пала на Молодёжный театр под управлением Вячеслава Спесивцева. Последние месяцы моя жизнь вращается вокруг Антона Павловича Чехова, поэтому и спектакль подвернулся «Вишнёвый сад».

 Хочу прояснить собственное отношение к А. П. Чехову. На мой взгляд, Антон Павлович гениальный писатель короткого психологического рассказа, но посредственный драматург.

 Вступительное слово В. Спесивцева

 Любой спектакль в Молодёжном театре начинается  вводным словом  основателя и художественного руководителя Вячеслава Спесивцева. Первая часть выступления посвящена А. П. Чехову, коротко перескажу  содержание:

 Перед началом спектакля ко мне подошёл зритель, практически мой ровесник, ему 74 года и спросил: - «А что Вас собственно интересует в не очень увлекательном драматурге Чехове?».

 Куда не приезжаешь, куда не прилетаешь, а объездил я практически весь мир, разве что не был в Антарктиде, везде идёт скучнейшая пьеса «Дядя Ваня». Почему немцам интересно, корейцам интересно, всем волнует Чеховский «Дядя Ваня». Антон Павлович вошёл в десятку лучших авторов и занял почётное восьмое место, сколько писателей, драматургов, вы представляете на восьмом месте, он гений, конечно!  Придёте сегодня домой, если забыли, не поленитесь прочтите в скучнейшей пьесе «Дядя Ваня»,  финальный монолог Сони:

  … Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую...

 Я тоже раньше думал, что «небо в алмазах» это какой-то шпанский сленг, ничего подобного и кто из нас не хотел бы увидеть небо в алмазах и что это такое как в стихах:

 Выхожу один я на дорогу;

 Сквозь туман кремнистый путь блестит;

 Ночь тиха. Пустыня внемлит богу,

 И звезда с звездою говорит.

 Вы можете себе представить, о чём звезда со звездою может говорить.

 И далее довольно неожиданный переход к руководимой им сценической площадке:

 Вы пришли в театр, который работает по системе Щепкина.

 Михаил Семёнович Щепкин (1788-1863) - великий русский актёр, основоположник сценического реализма. Обобщив собственный и виднейших актёров опыт, создал свою "систему" - творческое учение о методах воспитания артиста и режиссёра, о работе над ролью и спектаклем.

 Мы все Щепкинцы, я закончил Щепку, Семён, сегодня играет Фирса, тоже учился в этом вузе. Особенность методики Щепкина заключалась в существовании студии, в которую он набирал детей с улицы от 8-ми до 10-ти лет, от 10-ти до 12-ти и так далее и занимался с ними актёрским мастерством. В театральные институты берут учащихся с 16-ти – 17-ти лет, а мы начинаем работать с детьми.

 Обращается к ребёнку, сидящему в первом ряду:

  • Тебе сколько лет?
  • Девять!
  • Я думал шесть.

 Каждое воскресенье в десять часов утра вы можете прийти и записаться в нашу студию, ты в младшую группу!  Есть театральная и танцевальная студии, записываешься и мы начинаем с тобой заниматься сценическим искусством, потом приходишь ко мне на курс в ГИТИС, этим мы отличаемся от других театров. Все записавшиеся в студию могут стать актёрами нашего театра, кроме меня и товарища, подошедшего ко мне перед началом спектакля, ему 75 лет, таких не берём.

 Моя реплика: - «Обидно до слёз!».

 Я прямо вижу, как вы плачете, ничего, ничего мы придумаем что-нибудь, обязательно  организуем этакую студию «для престарелых».

 Мы с вами будем ставить «Перед заходом солнца».

 Я думаю, что мы ещё посвятим это как у Бальмонта: -

«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце»,

мы найдём как нас сохранить для жизни и искусства.

 Сейчас я закончу, обычно, когда начинают аплодировать, я говорю: - «Ухожу, ухожу, ухожу!», пока нет оваций, я продолжу. Некоторые посматривают на часы, вы куда-то торопитесь, не спешите. Помню, мне стало плохо, везут меня на какой-то тачке два таких амбала и перекидывают на другую каталку, один говорит:

  • Что ты его так бросаешь?
  • Да он уже умер.

 Я  категорически несогласен, а сказать ничего не могу! Вот такая история, мне так захотелось жить, нет подожду ещё умирать.

 Вы пришли в  театр, где  сможите стать актёрами, с вами будут заниматься совершенно бесплатно, все, кто сегодня выйдет на сцену это ведущие актёры молодёжного театра. Все они прошли нашу студию, окончили мой курс в ГИТИСе и теперь они артисты молодёжного театра, вы также можете быть среди них.

 Замечу ещё одну особенность нашего театра – работа со зрителем.

 Посетитель молодёжного театра более интересен, чем режиссёр с его выдумками, его реакция бывает неожиданной. Юное поколение живёт иначе, если вы не понимаете молодёжь, это не значит, что она плохая, ни в коем случае, она лучше. Подрастающее поколение подчиняется непохожим  на предыдущее поколение законам, смотрит на мир иначе, у неё клиповое сознание,  иные ритмы и живёт, слава богу, по-другому.

 Для того чтобы посетителей нашего театра подготовить к исполнению ответственной роли «Зритель» с ними необходимо провести репетицию. Я предлагаю вам не только насладиться спектаклем, но и поучаствовать в Чеховском полуторачасовом действе. Я вызову самого старого персонажа Фирса, который всё знает, помнит, и он поёт самую популярную песню нашего репертуара и всего мирового репертуара это «Вечерний звон».

 Для каждого, как и жизнь и смерть этот мотив иной для каждого из нас, в этом и заключается гениальность Чехова, что он вскрыл эти пласты.

 Я приглашаю на сцену Семёна.

 Зал с воодушевлением начинает репетировать имитацию колокола – «Бом! Бом!»

 Собственно спектакль

 «Вишнёвый сад» такая же занудливая пьеса, как и «Дядя Ваня», четыре акта разговоров:

  • Ах как жаль вишнёвый сад, Ермолай Алексеевич подскажите, что нам делать?
  • Разделите сад на дачные участки и сдавайте их в аренду!

 Заинтересовать такими разговорами подрастающее поколение, а это основной зритель молодёжного театра, сложная задача.

 Интерпретация Художественного руководителя

 Надо заметить, что Вячеслав Семёнович с блеском справился с этой проблемой.

 Прежде всего резкое сокращение длительности спектакля из четырёх действий осталось максимум полтора, которые настолько динамичны, что не позволяет оторваться ни на мгновение.

 Участие зрителей

 Другой не менее действенной примочкой, которой воспользовался Худрук, вовлечение зрителей в действие спектакля. Может показаться, что это соответствует генеральной линии деятельности  театра, но в этом спектакле это имеет первостепенное значение.

 К сожалению, не могу сказать, что пересмотрел весь репертуар молодёжного, пока удалось увидеть только «Плут Скапен», Мольер не нуждается в поддержке зрителей.

 Музыкальные фрагменты

 Перед началом спектакля Спесивцев анонсировал популярную народную песню «Вечерний звон». Интересен выбор текста романса, во время просмотра спектакля показалось, что выбор песни связан только с этим «Бон! Бон!». При внимательном прочтении слов понимаешь, как она ложится в общую стилистику пьесы и это говорит о гениальности постановщика.

 Вечерний звон, вечерний звон!

 Как много дум наводит он

 О юных днях в краю родном,

 Где я любил, где отчий дом,

 И как я, с ним навек простясь,

 Там слушал звон в последний раз!

 Другой музыкальный момент не менее ярок, романс «В лунном сиянии» музыка и слова Е. Юрьева.

 Советую вам его послушать в исполнении Олега Погудина:

 Изумительное произведение.

 Образы персонажей

 Интересна трактовка некоторых действующих лиц, каким-то из них придана утрированная комичность, например

 Гаев в особо драматические моменты срывается на фальцет. Епиходов удивляет не только скрипучими сапогами, но и  нелепым нарядом.

 Посещение родного дома после длительного отсутствия — это поток воспоминаний, которые визуализируется появлением новых бессловесных персонажей.

 Выход на поклон

 Вряд-ли режиссёры других театров уделяют особое внимание выходу на поклон, что нельзя сказать про Спесивцева, у него это хорошо продуманное действо. После первого ритуального поклона труппы вперёд выходит Фирс в руках с большим вишнёвым шариком со словами: -

 Вишня была такая сладкая и крупная

 отправляет шарик в зрительный зал, вся труппа запускает свои шарики в зрителей.

 Пока публика развлекается с вишнёвыми пузырями, на сцене появляется Художественный руководитель театра и режиссёр - постановщик пьесы В. Спесивцев.

 Глядя на эти игрища, Вячеслав Семёнович заметил: - «Когда мы были на гастролях в Китае, зрители уносили шарики с собой».

 Под смех и овации зала труппа раскланялась.

 Декорации

 Поражает простота декораций, которая позволяет повысить темп спектакля, в оформлении сцены используются стилизованные чемоданы, что подчёркивает, Раневская проездом в вишнёвом саду, в сущности, её не волнует судьба поместья. Скромное оформление сцены  не мешает восприятию действа и позволяет театру легко демонстрировать спектакль в актовых залах школ в рамках программы «Классика в классе».

 Игра актёров

 Фирс великолепен в исполнении младшего Спесивцева, потрясающей красоты баритон Семёна, безусловно, одно из лучших украшений спектакля.

 Следует отметить актёрский ансамбль нельзя выделить кого-то из артистов, исполнение всех демонстрирует высокий профессиональный уровень. К сожалению, я не удосужился приобрести программку и не помню фамилии других актёров. У актрисы, исполнявшей роль Даши, случился дебют, зрители узнали об этом факте только из уст В. Спесивцева.

 Впечатление от постановки и игры актёров могу выразить одним словом: - «Брависсимо!».

 Занавес

 Если у вас возникнет желание посетить театр, пусть не пугает словосочетание «А. П. Чехов. Вишнёвый сад.» смело отправляйтесь в Молодёжный театр под управлением В. Спесивцева. Удовольствие получите на любом спектакле из обширного репертуара театра. И хотя он расположен и не в центре столицы пусть вас это не пугает, метро в пятидесяти метрах от здания театра, а при определённой доле настойчивости можно даже запарковаться.

Если Вам понравилась статья (или не понравилась), оставляйте ваши комментарии, мне очень интересно знать ваше мнение!

Не забудьте поделиться информацией в социальных сетях и обсудить статью, если она вас зацепила.

2 комментария

Аватар комментатора P.Gauguin (Алекс Е. ФФ 1972/616) Автор: P.Gauguin (Алекс Е. ФФ 1972/616)

Своеобразное вИдение - право автора.
А вот Чехов ли? И про что это было? - Вопрос.
Точнее - ответ: о чем-то своем. И это не значит "хуже или лучше".
Как говорил наш великий кормчий ИВС: "Мои бараны - куда хочу, туда и ставлю!"

Навеяло начало нечто возрастное, детсадиковское.

"Сидит на горшках пара пацанов.
Один у другого спрашивает:
- Вовка, А тебе сколько лет?
- Ой, Колян, я и не знаю.
- Вов, а тебя девочки волнуют?
- Да не, Колян, еще нет.
- Ну значит, Вован, тебе еще только четыре."

Вот и у нас получилось нечто похожее. :-)

А так - как обычно:
- c интересом и неожиданностью,
-с друзьями поделился.
Искренне Ваш,
с любовью и уважением
ЕвА
P.S.
Очень советую совершить театральный наезд в "Губернский театр", что у метро "Кузьминки". Ради одной постановки "Безымянная звезда". Последний раз на меня режиссерский замысел (и, естественно, исполнение) оказал неизгладимое впечатление почти полвека назад - это был вахтанговский "Брат Алеша". И тогда и сейчас я даже догадаться не мог, о чем эти произведения.
Не пожалеете. В спектакле, к моему великому счастию, ни в чем не присутствовал всеядно сущий С.Б. Только голосом об отключении телефонов.

Аватар комментатора В. Давыдов Автор: В. Давыдов

Как всегда спасибо, особенно за Губернский театр! И Видение тоже!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение