Орловский рысак - лошадь, выведенная для плохих российских дорог

Художник на пленэре на конном заводе «Серп»
Обновлено:

По меткому выражению Задорного: - «В России две беды: дураки и дороги!», но, как говорится: - «Нет худа без добра!», умные люди казались еще умней на фоне дураков, ну а плохие дороги тоже внесли свою лепту в величие России.

Из истории Орловского рысака

Ранним утром 28 июня, по старому стилю, 1762 года Екатерина, пока её супруг Пётр III расслаблялся в Ораниенбауме, в сопровождении Орловых, Алексея и Григория, пыталась лететь из Петергофа в Санкт-Петербург. Дорога между этими населенными пунктами наверняка была не самой плохой в Российской империи, но кого-то из них точно укачало, полагаю, что Екатерину.

Алексей посочувствовал любимой барышне старшего брата и решил вывести не такую тряскую, более выносливую и приспособленную к Российским реалиям лошадь. Мужик, а через несколько дней уже и граф, сказал — граф сделал.

Но как говорится: - «Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается!».  В 1769 году произошло событие, на первый взгляд совершенно далекое от развития коневодства в России, победа под руководством графа Алексея Орлова в Чесменском сражении. Наградой за победу были и земли в Воронежской губернии, где впоследствии выпестовали орловского рысака. Возвращался граф после своего длительного пребывания на Средиземноморье через Персию - Босфор и Дарданеллы для России пока еще были закрыты, и в 1775 году в Саудовской Аравии прикупает небольшой табунчик арабских скакунов.  За одно и скакуна по кличке «Сметанка», у жеребца только один недостаток, слишком стар, ему было 24 года, то есть граф многим рисковал, поэтому и прикупил других лошадей. На круг Орлов заплатил 60 тысяч серебром и, как позднее выяснилось, не прогадал.

Сметанка пешком отправился на новую родину, потому что сухопутный путь из Аравии в Подмосковье намного короче морского вокруг Африки до Санкт-Петербурга, а оттуда в Москву.

Во всезнающей Википедии прочел, что граф Орлов купил жеребца у турецкого Султана и Сметанка в сопровождении конвоя пересек Османскую империю. Большего бреда нельзя себе представить, человек, наголо разбивший турецкий флот и его имущество свободно передвигаются по империи под защитой фигового листочка под названием: «Охранная грамота». Появись Орлов в любом крупном городе Султаната его мгновенно бы забросали камнями, пятьдесят лет спустя Грибоедов, обладавший дипломатической неприкосновенностью, был убит в Персии всего за два кукура контрибуции.  Восток дело тонкое!

Дорога длиной в полтора года закончилась для Сметанки в 1776 году и началась история создания орловского рысака. Благополучно добравшись до деревни Остров, Сметанка приступил к исполнению супружеского долга, и через одиннадцать месяцев на свет появляются пять жеребят. Сметанка не доживает до этого эпохального события и умирает от переизбытка супружеского долга. Из детишек граф выбирает самого лучшего - сына Сметанки и датской кобылы - Полкана, это позже он получил индекс I, когда появились другие Полканы. К трем годам Полкан превратился в огромного жеребца, и из-за своего веса и габаритов, бегал слишком медленно в дрожках, зато исключительно рысью. Чтобы исправить этот недостаток породы, Орлов скрестил Полкана I с хрупкой голландской кобылкой, от этой вязки рождается Барс I.  Барс I - родоначальник орловских рысаков, в нем преобладали черты, которые хотел видеть граф в новой породе: высокий рост, вытянутое тело, широкий рысистый аллюр и модную в ту пору лебединую шею. С этого момента, благодаря стараниям Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, в русском языке появилось слово "рысак".

Орловский рысак

Изображение Сметанки хранится не только в музее Хреновского конного завода, но оно 20 апреля 2009 года официально появилось на флаге сельского поселения Мо́локовское Ленинского муниципального района Московской области Российской Федерации.  

Флаг сельского поселения Мо́локовское

Правда, флаг недолго развевался над сельской администрацией, 1 июля 2012 г. сельское поселение вошло в состав Новой Москвы и стало бывшим.

Изображение коня в геральдике очень символично и многозначно:

  • символ трудолюбия и выносливости, плодовитости, материнской любви;
  • символ аристократизма и рыцарства, свободы;
  • символ верности; триумфа, героизма и победы;
  • символ здоровья, смелости, силы, физической и умственной энергии, скорости, интеллекта.

Безусловно, все эти геральдические качества органически свойственные Орловскому рысаку, не могли не вдохновлять художников с момента появления такого красавца до настоящего времени.

На этом поприще отметился Валентин Серов своей картиной «Орловский рысак».

Валентин Серов

Большое место в творчестве Николая Егоровича Сверчкова занимали лошади, в основном Орловский рысак.

В семье служащего придворного конюшенного ведомства Сверчкова в 1817 году родился сын Николай. Рисовать Николай Егорович начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых не мог не любить с детства.

Н. Е. Сверчков – Пара с пристяжкой. Орловские рысаки

Видя художественное дарование девятилетнего сына, отец определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, спустя полтора года из-за болезни Николай прекратил учебу. Болезнь не помешала ему серьезно заниматься художественным самообразованием, изучать работы мастеров живописи, постоянно рисовать.

Сверчков Н. Е. Лошадиное лакомство.

Лошади тоже гурманы.

Художники на конном заводе

Идея проведения пленэра на конном заводе «Серп» возникла при разговоре двух уважаемых мною барышень, членов Московской организации Союза литераторов России, одна из дам еще и член Союза художников России.  Руководство завода с радостью подхватило эту инициативу, для художников здесь раздолье можно не только полюбоваться красотой и грацией Орловского рысака, но и насладиться завораживающими пейзажами, характерными для русского Барбизона, читай - окрестностей Тарусы.

Во время пленэра был отснят фильм, который в шутливой манере представляет это действо.

Представляю членов художественной делегации:

Художницы за работой

Каждая из барышень работает в своей стилистике и технике.

Работе Людмилы Михайловой характерен решительный мазок.

Л. Михайлова «Конный завод «Серп»

Марина  Хлыбова  не только мастерски владеет мастихином, но и первоклассный фотограф .

М. Хлыбова «Конный завод «Серп»

Глядя на работу Натальи Савиной сожалеешь, что интернетовское изображение слишком конкретно, нельзя любоваться картиной с некоторого удаления.

Н. Савина «Конный завод «Серп»

Если в работах молодых художниц веет экспрессионизмом, то самый маститый член делегации Ольга Тихонова демонстрирует скорей приверженность академизму.

О. Тихонова, «На конном заводе «Серп» под Тарусой», 2020 г., 60х100, холст, масло

Ольга Тихонова:

  • член-корреспондент Российской Академии художеств,
  • член Правления Московского Союза художников,
  • член Союза художников России.

Эпилог

Непревзойдённая выносливость, неприхотливость, устойчивость к холодам и покладистость рысака позволили ему завоевать любовь всей Российской империи, а потом и Советского Союза. Орловский красавец одинаково хорошо пахал поля, возил брички, служил на войне в 19 веке и в конной милиции в 20. Кровь орловца течет в нескольких зарубежных породах лошадей и до сих пор наездники рысаков ставят рекорды в спортивной езде.

Порода едва пережила лихие 90-е годы, к моменту развала СССР осталось всего 900 голов Орловского рысака. Отрадно сознавать, что поголовье лучшей в мире породы лошадей на сегодняшний день постепенно растет.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Смотреть отзывы

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение