Птица - Тройка

Тройка на главной площади страны
 В Статье используются материалы музея «Русской тройки и Орловского рысака».

 Российская империя в период могущества простиралась с Запада на Восток  10-часовых поясов и для такой необъятной страны громадное значение имели транспортные связи. Не зря граф Алексей Орлов вывел породу рысаков специально для Российских дорог.

 История возникновения тройки

 Не буду утверждать, что всё происходило именно так, но скорей всего близко к истине.

 Почему в России и почему тройка?

 Прежде чем ответить на вопрос вынесенный в заголовок разберёмся, чем Российская империя отличалась от остальной Европы.

 Очевидно, что развитие гужевого транспорта шло в двух направлениях:

  Повышение удобства пассажира за счёт усовершенствования повозки и как следствие её утяжеление.

 Более массивный экипаж требовал повышения мощности движителя за счёт увеличения числа лошадей в упряжке.

 Экономико-географические особенности России

 Европа  славилась дорогами, качественные дороги начали строиться во времена Римской империи. Отличительная черта хороших дорог — это габариты, тройка не вписывается в эту парадигму. В тройке упряжка шире повозки, так что такая запряжка не годится для Европы.

Тройка на зимней дороге

 Плохие пути не страдают такой фигнёй, как габариты, кроме того, на ужасных трактах вскрывается ещё один нюанс запряжки цугом – грязь из-под копыт летит в морды идущих следом лошадей, которые инстинктивно начинают снижать скорость, а резвость для Российских просторов ох как важна.

 Естественно, что тройка появилась на сразу, в вначале возникла двойка, то есть запряжка коренника с пристяжной лошадью. Надо заметить, что пристяжка осуществлялась с минимальным преобразованием экипажа.

Запряжка коренника с пристяжной лошадью

 Такой способ запряжки отличался оттого, что было принято в Европе, сравните по картинкам.

Европейская запряжка пары лошадей

 Коль скоро можно расположить пристяжку справа от коренника, то с таким же успехом можно и слева, так и выкристаллизовалась тройка. Другой немаловажный аспект запряжки тройки  - универсальность, не требуется специальный экипаж, хошь, запрягай ординар, хошь двойку, а по праздникам можно и тройку.

 Скорость и универсальность обеспечили тройке преимущества на Российских дорогах.

 Почему пристяжные всегда смотрят в сторону

 На мой взгляд это замануха! Разглядывая видео ролики движения тройки, видно, что пристяжным недосуг склонять голову от коренника, они должны работать.

 Среди троечников, не школьных оболтусов, а наездников способных управлять тройкой, в обиходе забавные названия для пристяжных лошадей:

  • правая - «Кокетка», она постоянно общается с дамами и кавалерами на тротуаре;
  • левая   - «Сердитая», она по-своему приветствует встречные экипажи.

 Если пристяжным есть с кем общаться, то они и будут смотреть в сторону.

 Резвость тройки

 В интернете бытует поверье, что тройка развивает скорость 50-60 км/час. Давайте разбираться со скоростью передвижения на лошадях.

 Тройка наездника А. Ф. Щельцина с коренником орловцем Конкурсом и англо-арабскими пристяжными Индием и Исламом в 1961 году установила абсолютный рекорд, на дистанции 3200 метров со временем 4.24,5. Так вот я вам замечу что эта скорость 43,6 км/час и это по дорожке ипподрома.

 Во время розыгрыша Кубка России на Раменском ипподроме 3 августа 1991 года, на дистанции 1600 метров орловский рысак, Ковбой показал время 1.57.2, это рекорд резвости породы.

 Получаем среднюю скорость рысака 49,1 км/час., уже что-то похожее на 50 км/час. Хотя наверняка мгновенная скорость движения лошади может быть и выше.

 Российские конные экипажи

 В музее Русской тройки и Орловского рысака собрана богатая коллекция конных повозок, расскажу только о некоторых повозках из этого собрания.

Огромные расстояния и требования к скорости передвижения наложили отпечаток и на конструкцию экипажа, вклад в устройство повозки внесло и состояние дорог, примером такого влияния можно видеть в конструкции тарантаса.

 Исключительно русское изобретение – Тарантас

 Среди колёсных повозок  выделяется тарантас, от слова «тарантить» — болтать, великолепная иллюстрация русской поговорки: - «Голь на выдумки хитра». Судите сами, вместо рессор используются тонкие продольные жерди, соединяющие сверху переднюю и заднюю оси повозки. Большая плетеная корзина в центре жердей делала коляску грузопассажирской телегой, а за счёт упругости жердей  тряска превращалась в приятное покачивание.

Тарантас

 Зимой повозку ставили на полозья, заменяя каждое колесо полозом, надевающимся на его место. Запрягался тарантас, как правило, тройкой лошадей.

 Не менее русское изобретение, Фаэтон «Виктория»

 Вы себе представить не можете каково было моё удивление, когда я узнал, что фаэтон «Виктория» творчество российских инженеров с Питерского завода Нобиля.     

Фаэтон «Виктория» на осенней дороге

 Этот экипаж носить гордое имя «Виктория», то есть «Победа» в переводе с англицкого, торжество над Российскими инженерами.  Англичане разобрали Питерский экипаж, как говорится «до винтика», хотя   надо заметить, что в конструкции коляски отсутствуют болты, как элементы крепежа и в чисто китайской манере содрали устройство экипажа.

 Сани «Розвальни»

 В России продолжительные и снежные зимы и по сугробам в коляске не проедешь, и на каждом конном дворе имелись зимние варианты экипажей.

Сани Розвальни на сельском празднике

 Российский секрет производства, небольшое расстояние в розвальнях между полозьями позволяет саням двигаться практически по следу савраски, что существенно облегчало лошади движение по целине, а широкая задняя часть придавала устойчивость при поворотах.  

 Эти две особенности на зимнем сельском празднике гарантировали подвыпившей компании отсутствие дорожных проблем.

 Будто лебеди саночки

 Совершенно другими качествами должны были обладать сани для городской езды, что выражается двумя словами: изящество и скорость. Если в розвальни можно запрячь практически любую лошадь, то с городскими саночками такой фокус не пройдёт свет не оценит такой вольности, в санки подавай только орловца.

Орловский рысак, запряженный в городские сани

 Согласитесь, какое изящное сочетание лошади и экипажа.

 Значение тройки после появления железных дорог

 Железные дороги со своим появлением постепенно стали вытеснять гужевой транспорт с Российских просторов. Вот как описывает начало своего путешествия Семёнов за постфиксом «Тянь-Шаньский» к собственной фамилии:

 Весной 1856 года я уже вполне снарядился в свою экспедицию, доехал по железной дороге до Москвы и далее до Нижнего по шоссе, купил там прочный и просторный тарантас казанской работы и поехал на почтовых по большому сибирскому тракту.

П. П. Семенов-Тян-Шанский, Путешествие в Тянь-Шань

 Дополнение железных дорог гужевым транспортом в России продолжалось вплоть до середины прошлого века. Развитие дорожной сети и автомобильного транспорта окончательно вытеснили лошадиные повозки с Российских дорог.

 Хотя ещё каких-нибудь десять лет назад лошади состояли на воинском учёте и регистрировались в Военкомате как военнообязанные.

 Тройка в войнах

 Оно и понятно лошади хорошо себя зарекомендовали в двух мировых конфликтах, действительно, если есть в наличии только две вещи коляска и пулемёт, на тебе боевая тачанка.

 К началу Первой мировой войны Фаэтон «Виктория» был одним из самых распространённых аристократических экипажей в России. Экспроприированный у знати фаэтон, превращённый в Тачанку, стал грозным аргументом во время Гражданской войны наличие рессор позволяло вести огонь на ходу.

 Хотя следует заметить, тачанка отличная мишень для стрелкового оружия или артиллерии. Успехи конницы РККА во время Гражданской войны были благодаря небольшому количеству пулемётов у белых и общей малочисленности армии противника.

Тачанка

 В соответствии с приказом РВС СССР № 261 от 15 августа 1928 года, на вооружение РККА принята боевая повозка для кавалерийских частей (конно-пулемётная тачанка (образца 1926 года)).

 Когда на вооружение РККА стали поступать автомобили, танки и танкетки, количество тачанок стало быстро сокращаться. В годы Великой Отечественной войны тачанки также использовались, но уже почти исключительно как средство транспорта для перевозки пулемёта и личного состава. Окончательно они были сняты с вооружения лишь при расформировании кавалерии как рода войск в середине 50-х годов.

 Тройка сейчас

 Хозяйственное употребление лошадей фактически закончилось с их военным применением осталось спортивное--зрелищное использование.

 Одно из самых завораживающих зрелищ - движение тройки, особенно интересно соревнование троек. Состязания троек устраивались на Московском ипподроме с сороковых годов девятнадцатого века, а спустя почти 60 лет, в 1911 году на Всемирной Выставке в Лондоне Европа с восхищением познакомилась с удалой ездой на тройке.

 Однако к 1990-м годам интерес к тройке в России упал настолько, что существование этой уникальной для России запряжки встало под угрозу гибели. Резко сократилось число мастеров, умеющих управлять таким сложным видом запряжки, и поголовье орловских рысаков.

 К середине 1990-х годов ситуацию удалось стабилизировать. Благодаря, Московскому Конному Заводу № 1 сохранилась русская национальная запряжка — тройки. в 1997 году  восстановили зимний чемпионат русских троек, на Центральном Московском ипподроме (ЦМИ).

 Создание тройки

 Формирование тройки длительная и кропотливая работа, прежде всего лошади подбираются по масти и своим физическим качествам, затем начинается трудоёмкий процесс выработки у запряжки согласованных действий. Эта процедура занимает несколько месяцев.

 Кроме того, если тройка готовиться ещё и к общественным выступлениям требуется дружелюбное отношение лошадей к публике.

 Соревнования троек

 Состязания русских троек пользуются большой популярностью благодаря своей зрелищности, они проходят в два этапа. В первый день я бы назвал театрализованным - украшенные бубенцами и лентами лошади с празднично одетыми наездниками и их помощниками выезжают соревноваться в фигурном движении. Наездник лично управляет тройкой, демонстрируя мастерство  подопечных в реализации различные фигуры — «вольты», «восьмёрки» и другие.

 Судьи оценивают чистоту выполнения всех элементов, не остаётся без внимания общее впечатление от тройки: слаженность лошадей, их реакцию на происходящее вокруг них, украшения в едином стиле у лошадей, наездника и помощников и одна масть всех животных оценивается выше.

 Во второй день  проводится соревнование на резвость.

Соревнование троек

 Музей Русской тройки и Орловского рысака

 На территории московского парка Сокольники функционирует уникальный музей Русской тройки и Орловского рысака экспозиция насчитывает десятки различных конных экипажей.

 Музей ютится на территории бывшей дачи Лямина, после революции, превращённой в Лесную школу. От усадьбы остались руины амбара хотя и охраняются государством, но заботы о сооружении не видно.

 Создатель музея Леонида Шевченко,  уникальная личность мало можно встретить людей, так увлечённых своим детищем, он может часами говорить о лошадях, экипажах, способах запряжки и прочая, прочая, прочая.

 Рутинная запряжка лошади превращается в моноспектакль «Запрягаем» в исполнении Леонида Шевченко (Музей Русской тройки и Орловского рысака).

 Музей организует прогулки в конном экипаже по парку Сокольники.

 Или вот забавный пример иппотерапии:

 Украшение праздников

 С подачи Фонда Возрождения Орловского рысака (ФОВОР) в Калужской губернии состоялись праздники, в которых действующими лицами были Орловские рысаки.

 Проба пера состоялась  в Мещовске на дне рождения города . Зрители были в восторге от театрализованного представления с участием конных экипажей.

 В Боровске были учтены недостатки,  предыдущего выступления. Обилие рекламы привело к большому количеству зрителей, в представлении появились новые герои, за счёт применения микрофонной гарнитуры, диалоги персонажей стали слышны всем зрителям, дефиле приобрело более театральный вид.

 Праздник в Калуге был приурочен к открытию фестиваля Старейших Российских театров и фактически продолжался целый день. Утром на площади перед Драматическим театром была развёрнута выставка конных экипажей.

 Не смотря на то, что в качестве рекламы была только крохотная заметка на сайте  не смотря на это многие Калужане пришли посмотреть необычный спектакль. В толпе заметил губернатора Калужской области, к сожалению не смог у него спросить о впечатлении от представления.

 Диалоги ведущих скрашивали естественные паузы между интермедиями. Конферансье заставляли зрителей реагировать на происходящее.

 С каждым праздником конное дефиле становиться всё интересней и интересней.

 В традиции русских деревенских праздников использование лошадей для придания динамичности торжеству, это характерно для зимних праздников, когда у сельчан много свободного времени.

В. И. Суриков Взятие снежного городка

 Но и современникам не чуждо веселье, вспомните фотографию, приведённую в разделе о розвальнях.

 Поездка в экипаже, запряженном тройкой рысаков, сделает вашу свадьбу незабываемой.

Свадебный конный экипаж

 Лошадь гармонично впишется в любой праздник и станет его украшением.

Струнное трио на фоне конного экипажа

 Как организовать праздник или торжество

 Прежде всего необходимо получить консультацию о возможности выступления. Записаться на бесплатную консультацию можно, отправив сообщение в Фейсбук мне в личку.

 В результате будет предварительное решение о проведение торжества. После осмотра площадки будет вынесено окончательное решение о проведении представления и заключён договор.

 Заключение

Не нужно думать, что время этих красивых и грациозных животных ушло, они и сейчас дарят нам радость и восхищение.

2 комментария

Аватар комментатора P.Gauguin (Алекс Е. ФФ 1972/616) Автор: P.Gauguin (Алекс Е. ФФ 1972/616)

Как всегда с радостью, восторгом и удовольствием читаю, открывая много нового.
С любовью и гордостью, что лично и давно знаю автора и кажный раз восхищаюсь его разносторонним талантом.

ЕвА,
внук потомственного кузнеца и сын своей мамы, с детства влюбленной в лошадей...

PS
Ах как хочется еще почитать рассказы про уже почти совсем забытое.
Про "облучок", например...

Аватар комментатора В. Давыдов Автор: В. Давыдов

Саша спасибо!
А про облучок это в музей "Русской тройки ....
Там можно узнать, чем колокольчик отличается от бубенцов.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение