От Храма Христа Спасителя до Парка Культуры

Купола Храма Христа Спасителя
Обновлено:

Наш маршрут начнётся от метро Кропоткинская, поднявшись на улицу Волхонка, вы оказываетесь перед храмом‑памятником, посвящённым победе русского воинства в Отечественной войне 1812 года и Кафедральным собором всей Русской православной церкви и Московской епархии — храмом Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя

У собора очень непростая судьба.

История храма Христа Спасителя

Генерал армии Михаил Кикин предложил возвести храм в честь победы России над армией Наполеона, идея была передана российскому императору Александру I. В конце 1812 года государь издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Сооружение Храма

Первоначально Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах, где его с помпой и начали строить, но оказалось, что помыслам не удастся свершиться, из-за недостаточной несущей способности грунта.

В 1832 году уже император Николай I лично выбрал место для возведения Храма и утвердил новый проект архитектора Константина Кона. Место было намолено, здесь располагался Алексеевский женский монастырь и церковь Всех Святых, сооружения были разобраны, монастырь переведён в Красное село (ныне Сокольники).

В 1838 г. началось строительство Храма и спустя почти 44 года - 7 июня 1883 г. состоялось его торжественное освещение.

После революционный период

Семь лет не дотянул Храм до столетнего юбилея с момента начала строительства, как Большевики взорвали величественное сооружение - стометровый флигель в виде фигуры Ленина важней, чем победа над Наполеоном. Началось возведение «Дома Советов», но не судьба завершить строительство, грянула другая Отечественная война с приставкой Великая, враг был посерьёзней, чем 130 лет назад. И в этой войне русский солдат добыл победу, оказалось, что Христос Спаситель не злопамятен.

Послевоенный период

После войны властям было недосуг заниматься «Домом Советов» нужно было восстанавливать народное хозяйство, на месте не состоявшейся коммунистической культовой высотки была лужа – заполненный водой фундамент грандиозного здания. Ну прям бассейн!

Бассейн «Москва»

Власти ничего лучшего не смогли придумать, как наполненный водой фундамент превратить в бассейн Москва, типа – «Так и было!». В результате получился самый большой в стране открытый плавательный водоём и один из крупнейших в мире, который благодаря архитектору Дмитрию Чечулину был открыт в 1960 году. Лужа получилась отменная - диаметр глади составлял 130 метров, объёмом порядка 25 тысяч кубометров воды.

Бассейн «Москва»

К счастью, 15 сентября 1994 года это водное развлечение москвичей было закрыто и началось возрождение храм.

Восстановление храма Христа Спасителя

В сентябре 1994 года Московским правительством было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Есть повод с благодарностью вспомнить Юрия Лужкова. Храм возвели за неполные шесть лет и в 2000 году все отделочные работы были завершены.

Вот что сказала искусствовед Ирина Языкова о новом облике храма:

Бетонный храм уже не такой, как каменный, его объём и силуэт воспринимаются иначе. Изменившаяся городская среда тоже способствует этому. Да и красота внешнего облика прежнего храма была в белокаменных барельефах, выполненных лучшими скульпторами XIX века. Белые объёмные композиции значительно облегчали тяжеловесность храма. В современном варианте их заменили бронзовые рельефы, выполненные гораздо быстрее, требующие меньшей трудоёмкости и придающие фасадам иной характер. Гораздо большей исторической достоверности удалось достичь во внутреннем убранстве.

Барельефы Храма Христа Спасителя

По-любому это лучше, чем бассейн.

Обойдя храм, мы прошли с вами от метро около трехсот метров до Патриаршего Моста и более двухсот лет Российской истории.

Патриарший мост

По-видимому, патриарх приложил руку и слово божье к сооружению этого пешеходного моста, поэтому и носит название «Патриарший». Он тянется от Храма до Якиманки, с него открываются великолепные виды набережных Москвы-реки и Водоотводного канала. Строительные работы велись два года и в сентябре 2004-го состоялось открытие моста, авторы сооружения: архитектор М. М. Посохина, художник З. К. Церетели и инженеры А. М. Колчин, О. И. Чемеринский. На момент открытия он соединял храм Христа Спасителя с Берсеневской набережной. С 2005 года на основании постановления московского правительства мост называется «Патриаршим». В 2007 году состоялось открытие новой части путепровода до улицы Большая Якиманка. С 2009 года Патриарший мост является  частью туристической зоны «Золотое кольцо Москвы».

Вид на Большой каменный мост, который давно уже не каменным, и кремлёвский холм:

Большой каменный мост

С лёгкой руки Юрия Трифонова - это мрачное сооружение получило кликуху: «Дом на Набережной».

Дом на Набережной

Чиновникам молодой Советской республики и их семьи только что перебравшимся в Москву требовалась жилплощадь, которой катастрофически не хватало.  Большевики постановили построить дом ЦИК СНК Союза СССР для своих работников. Хозяева новой жизни никогда не верили в приметы, поэтому под строительство был выделен участок на Берсеневской набережной с очень плохой репутацией. Историки считают, что в 16 веке располагалось пыточное подворье царского опричника, верного пса Ивана Грозного Малюты Скуратова, археологи не раз обнаруживали и кандалы, и человеческие черепа.

В Москве нет другого здания с таким обилием мемориальных досок. Юрий Трифонов жил в этом доме и после его смерти супруга писателя организовала музей, посвящённый жителям знаменитой многоэтажки.

Сусальным золотом горят купола Никольской церкви и скрашивают суровость «Дома на Набережной».

Купола Никольской церкви

Это удивительной красоты церквушка с очень поэтическим названием Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках.

От промзоны на острове осталась кондитерская фабрика «Красный Октябрь», всё превратилось в фешенебельные офисы, кафе и рестораны. Хотя в самом здании «Красного Октября» уже давно нет никакого производства, есть только музей «Шоколада» и небольшая мастерская, где детей обучают изготавливать конфеты.

Вид на Красный Октябрь

Патриарший мост парит над островом в бытность Лужкова прозванный «Золотым», действительно он стал для Юрия Михайловича «Золотым». Дальше мост нависает над Водоотводным каналом и заканчивается на Якиманке.

Якиманка

Якиманка — это целая градостроительная гроздь: пара улиц, проезд, переулок и набережная в придачу и название имеет божественное значение. Слово образовано от имён Богородицыных родителей -  Иокима и Анны, язык сломаешь, пока выговоришь: - «Иоким», а по-простецки: - «Яким и Анна», так и повелось Якиманка.

Собственно, название пошло от церкви в честь Иокима и Анны.

Церковь в честь Иокима и Анны на Якиманке.

Но большевикам зачем храм Божий, когда есть пламенный болгарский коммунист Георгий Димитров, на месте церкви стоит памятник этому пламенному революционеру. Воистину: - «Если у страны нет прошлого, у неё нет и будущего» – это я о стране Советов.

Мы продолжаем свой путь по Якиманской набережной и можно понаблюдать как на противоположной стороне канала – Болотной набережной, задворки предприятий превращаются в стильные конторы.

Не избежала этой участи, и фабрика «Красные Текстильщики», её превратили в великолепный офисный центр, и новые хозяева заботятся о состоянии здания.

Мойщик окон

Чуть впереди возвышается фигура ни то Петер I, ни то Колумб, невесть как заблудившийся в Российских просторах.

Петр I

В тени монумента расположился Московский Речной Императорский Яхт-клуб – Императорский яхт-клуб с таким названием заведение здесь располагался и до революции.

Музеон

Закончилась Якиманская набережная, влево уходит 3-й Голутвинский переулок и начинается парк искусств Музеон, прощальный взгляд на практически европейские фасады Голутвинского переулка и вперёд.

Вид Голутвинского переулка из Музеона

Под этой лужайкой находится кафе YASHA и судя по отзывам очень даже неплохое. Парк привечает нас бурной растительностью, трудно понять – это цветы или снежные комья, оставшиеся от зимы.

Цветущие кусты в парке Музеон

Вот и искусство появилось - это произведение я назвал: - «Одинокий акын», понятия не имею, как это обозначил автор.

Одинокий акын в парке Музеон

Неожиданная встреча, хозяйка парка – белка, в объектив попалась только одна, хотя попрошайничают многие из них.

Белка в парке Музеон

Нас встречают неговорящие головы времён застоя, так и стоят.

Бюсты в парке Музеон

Этакая застенчивая нимфа притаилась в кустиках.

Застенчивая нимфа в парке Музеон

Вообще, я преклоняюсь перед Иосифом Виссарионовичем Сталиным и в этом состояние меня привела современная либеральная оппозиция, которая ничего не может создать кроме «ПОНОСА». Слово то какое шикарное. Я против сноса любого памятника пусть это последний ГенСек или самый несносный царь – это наша история. Плохая она или хорошая, но она наша! В истории любого государства есть позорные страницы, но они должны сплачивать общество для того, чтобы позор не повторился вновь.

И. В. Сталин в парке Музеон

В конце нашей короткой прогулки площадка под открытым небом под названием: - «Зал Белокаменной скульптуры».

Зал Белокаменной скульптуры в парке Музеон

Дальше наш путь лежит к выходу из этого парка под названием "Музеон" к Садовому Кольцу и Крымскому мосту.

Крымский мост

Построенный в 1938 году по проекту архитектора Александра Власова и инженера Бориса Петровича Константинова висячий мост через Москву-реку соединяет Зубовский бульвар с улицей Крымский Вал.  Название «Крымский» мост получил благодаря броду, по которому татарские войска совершали набеги на Москву.

Крымский мост в Москве

В 2007 году Правительство Москвы включило сооружение в реестр охраняемых объектов культурного наследия столицы.

Если Вам понравилась статья, обсуждайте статью и делитесь информацией в социальных сетях.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение