Прогулка: Храм Христа Спасителя, Патриарший мост, Парк искусств Музеон, метро Парк Культуры

Купола Храма Христа Спасителя
Обновлено:

Маршрут начинается от метро Кропоткинская, поднявшись на улицу Волхонка, вы оказываетесь перед храмом‑памятником, посвящённым победе русского воинства в Отечественной войне 1812 года и Кафедральным собором всей Русской православной церкви и Московской епархии — храмом Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя

У собора непростая судьба.

История храма Христа Спасителя

 Генерал армии Михаил Кикин предложил возвести храм в честь победы России над полчищами Наполеона, идея была передана российскому императору Александру I. В конце 1812 года государь издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

Сооружение Храма

Первоначально Собор предполагалось возвести на Воробьевых горах, где его с помпой и начали строить, но оказалось, что помыслам не удастся свершиться, из-за недостаточной несущей способности грунта.

 В 1832 году уже император Николай I лично выбрал место для возведения Храма и утвердил новый проект архитектора Константина Кона. Территория была намолена, здесь располагался Алексеевский женский монастырь и церковь Всех Святых, сооружения были разобраны, обитель переведена в Красное село (ныне Сокольники).

 В 1838 г. началось строительство Храма и спустя  45 лет - 7 июня 1883 г. состоялось его торжественное освящение.

После революционный период

Семь лет не дотянул Храм до столетнего юбилея с момента начала строительства, как Большевики взорвали величественное сооружение - стометровый флигель в виде фигуры Ленина важней, чем победа над Наполеоном. Началось возведение «Дома Советов», но не судьба завершить строительство, грянула другая Отечественная война с приставкой Великая, враг был посерьёзней, чем 130 лет назад. И в этой войне русский солдат добыл победу, оказалось, что Христос Спаситель не злопамятен.

Послевоенный период

После войны властям было недосуг заниматься «Домом Советов» страна восстанавливала народное хозяйство, на месте не состоявшейся коммунистической культовой высотки образовалась лужа – заполненный водой фундамент не хилого здания. Ну прям бассейн!

Бассейн «Москва»

Власти ничего лучшего не смогли придумать, как наполненный водой котлован превратить в подобие аквапарка типа – «Так и было!». В результате получился самый большой в стране открытый плавательный водоём и один из крупнейших в мире, который благодаря архитектору Дмитрию Чечулину был открыт в 1960 году. Лужа получилась отменная - диаметр глади составлял 130 метров, объёмом порядка 25 тысяч кубометров воды.

Бассейн «Москва»Фото взято из интернета

 К счастью, 15 сентября 1994 года это водное развлечение москвичей было закрыто и началось возрождение собора.

Восстановление храма Христа Спасителя

В сентябре 1994 года Московским правительством принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Есть повод с благодарностью вспомнить Юрия Лужкова. Собор восстановили за неполные шесть лет и в 2000 году завершились все отделочные работы.

 Искусствовед Ирина Языкова высказалась о новом облике культового сооружения:

Бетонный храм уже не такой, как каменный, его объём и силуэт воспринимаются иначе. Изменившаяся городская среда тоже способствует этому. Да и красота внешнего облика прежнего храма была в белокаменных барельефах, выполненных лучшими скульпторами XIX века. Белые объёмные композиции значительно облегчали тяжеловесность храма. В современном варианте их заменили бронзовые рельефы, выполненные гораздо быстрее, требующие меньшей трудоёмкости и придающие фасадам иной характер. Гораздо большей исторической достоверности удалось достичь во внутреннем убранстве.

Барельефы Храма Христа Спасителя

По-любому это лучше, чем бассейн.

Обойдя храм, мы прошли с вами от метро около трехсот метров до Патриаршего Моста и более двухсот лет Российской истории.

Патриарший мост

По-видимому, патриарх приложил руку и слово божье к сооружению этого пешеходного моста, поэтому и носит название «Патриарший». Он тянется от Храма до Якиманки, с него открываются великолепные виды набережных Москвы-реки и Водоотводного канала. Строительные работы велись два года и в сентябре 2004-го состоялось открытие моста, авторы сооружения: архитектор М. М. Посохина, художник З. К. Церетели и инженеры А. М. Колчин, О. И. Чемеринский. На момент открытия он соединял храм Христа Спасителя с Берсеневской набережной. С 2005 года на основании постановления московского правительства мост называется «Патриаршим». В 2007 году состоялось открытие новой части путепровода до улицы Большая Якиманка. С 2009 года Патриарший мост является частью туристической зоны «Золотое кольцо Москвы».

 Вид на Большой каменный мост, который давно уже не каменным, и кремлёвский холм:

Большой каменный мост

Дом на Набережной

 С лёгкой руки Юрия Трифонова - это мрачное сооружение получило кликуху: «Дом на Набережной».

Дом на Набережной

Чиновникам молодой Советской республики и их семьи только что перебравшимся в Москву требовалась жилплощадь, которой катастрофически не хватало.  Большевики постановили построить дом ЦИК СНК Союза СССР для своих работников. Хозяева новой жизни никогда не верили в приметы, поэтому под строительство был выделен участок на Берсеневской набережной с очень плохой репутацией. Историки считают, что в 16 веке располагалось пыточное подворье царского опричника, верного пса Ивана Грозного Малюты Скуратова, археологи не раз обнаруживали и кандалы, и человеческие черепа.

 В Москве нет другого здания с таким обилием мемориальных досок. Юрий Трифонов жил в этом доме и после его смерти супруга писателя организовала музей, посвящённый жителям знаменитой многоэтажки.

 Сусальным золотом горят купола Никольской церкви и скрашивают суровость «Дома на Набережной».

Купола Никольской церкви

 Это удивительной красоты церквушка с очень поэтическим названием Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках.

 Кондитерская фабрика «Красный Октябрь»

 От промзоны на острове осталась кондитерская фабрика «Красный Октябрь», всё превратилось в дорогостоящие офисы, кафе и рестораны. Хотя в самом здании «Красного Октября»  давно нет никакого производства, есть только музей «Шоколада» и небольшая мастерская, где детей обучают изготавливать конфеты.

Вид на Красный Октябрь

История «Красного Октября»

 В 2019 году фабрика фирмы Эйнем отпраздновала своё 170-ти летие, по случаю юбилея Союз литераторов России выпустил номер газеты МОЛ посвящённый Красному Октябрю

 В 1846 году в Москву перебрался юный немецкий предприниматель Фердинанд Теодор фон Эйнем.

 Сахарный бизнес не очень привлекал молодого человека, и он переключился на розничную продажу сладостей. Через четыре года основал небольшое производство на Арбате с несколькими мастерами, которое выпускало шоколад и конфеты.

 Отсутствие конкурентов, немецкая внимательность к деталям и качественный товар позволили быстро приобрести известность. В 1853 году Фердинанд вступает в третью гильдию московского купечества, что позволило ему во время Крымской войны, получить подряд на поставку варенья и сиропов для русской армии.

 В 1856 году окончательно обрусевший к тому времени Эйнем то бишь Фёдор Карлович с помощью надёжных  компаньонов - полковника Лермонтова и коллежского секретаря Романова устроили на Петровке производство шоколада и конфет.

 Год спустя при выборе дома и покупки передового оборудования для  фабрики, Фёдор Карлович познакомился с юным московским немцем Юлиусом Гейсом. Несмотря на молодость  Гейс был достаточно опытным дельцом и производил впечатление человека верного и обстоятельного. Эйнем понял, что именно такой помощник ему нужен для развития бизнеса.

 Двенадцатого мая 1870 г. в Берлине между партнёрами был заключён договор, по которому Эйнем получал 60%, а Гейс 40% прибыли. Доля Гейса составляла 20 тысяч рублей, которая позволила купить в Европе новейшую паровую машину и приступить к постройке производства на берегу Москвы-реки. Так было образовано "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений". Спустя четырнадцать месяцев новое здание на Софийской набережной начало выпускать сладкую продукцию, а к концу года фабрика Эйнема стала крупнейшей из пяти шоколадных производств в Москве.

 Большое внимание товарищество предавало оформлению своей продукции, рекламу фирмы несли театральные программки, наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Для фабрики писал музыку штатный композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье» или «Кекс-галопа». Кроме этого, элитарные конфеты всегда продавались вместе с индивидуальными принадлежностями — в коробки вкладывались фирменные салфетки, открытки и специальные щипчики для конфет.

 Болезнь заставила Эйнема продать свою долю Гейтсу и к моменту смерти в Берлине Фёдора Карловича в 1876 году товарищество полностью принадлежало его компаньону.

 Юлиус превратил фирму в крупнейшие и известнейшие предприятие отрасли в стране. Продукция предприятия получила золотую медаль в 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, в 1900 году фирма удостоилась Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада.

 В 1913 году «Эйнемъ» удостоен звания поставщика двора Его Императорского Величества.

 Но сам Юлиус Гейс не дожил до этого дня, он умер в 1907 в возрасте 75 лет. Юлиус Федорович обрусевший, как и Эйнем задолго до смерти начал привлекать к участию в производстве пятерых своих старших сыновей. Так что смерть главы семейства не отразилась на работе фирмы

 К 1910 году основной капитал достиг 1,5 миллиона рублей и состоял из тысячи паёв по 5000 р. и двух тысячах долей по 500 рублей, девять человек из семьи Гейс владели 100% пакетом акций товарищества.

 К началу революции на товарищество работало около 3 000 рабочих. Гейсы решили, что им не по пути с большевиками и покинули Россию.

 В 1918 фабрика «Эйнем» была национализирована и переименована в Государственную кондитерскую фабрику №1, что подчёркивало лидирующее положение предприятия в отечественной кондитерской промышленности. В честь пятилетия революции фабрика получила название «Красный Октябрь», к которому добавляли «бывш. Эйнем» вплоть до начала 1930-х

Патриарший мост парит над островом в бытность Лужкова прозванный «Золотым», действительно он стал для Юрия Михайловича «Золотым». Дальше мост нависает над Водоотводным каналом и заканчивается на Якиманке.

Якиманка

Якиманка — это целая градостроительная гроздь: пара улиц, проезд, переулок и набережная в придачу и название имеет божественное значение. Слово образовано от имён Богородицыных родителей -  Иокима и Анны, язык сломаешь, пока выговоришь: - «Иоким», а по-простецки: - «Яким и Анна», так и повелось Якиманка.

Церковь в честь Иокима и Анны на Якиманке.

Но большевикам зачем храм Божий, когда есть пламенный болгарский коммунист Георгий Димитров, на месте церкви стоит памятник этому пылкому революционеру. Воистину: - «Если у страны нет прошлого, у неё нет и будущего» – это я о стране Советов.

 Мы продолжаем путь по Якиманской набережной и можно понаблюдать, как на противоположной стороне канала – Болотной набережной, задворки предприятий превращаются в стильные конторы.

 Фабрика «Красные Текстильщики»

 Не избежала этой участи, и фабрика «Красные Текстильщики», её превратили в великолепный офисный центр, и новые хозяева заботятся о состоянии здания.

Мойщик окон

Основанную в 1846 г. М. Я. Рябушинским на задворках своего московского имения скромная ткацкая фабрика на стрелке Голутвинских переулков 26 лет спустя наследники Михаила Яковлевича продают убыточное предприятие купцам Истоминым.

 Московские коммерсанты были большие затейники по части названий, например, блюдо - «Субретка под маринадом». Для вновь созданного в 1874 г. акционерного общества Истомины подобрали незатейливое название - «Товарищество Московской Голутвинской ткацкой мануфактуры среднеазиатских и внутренних изделий».

 Новые владельцы с энтузиазмом принялись за расширение и обновление производства за пару лет участок под фабрику увеличился почти на 7 гектаров и начинается возведение «каменного пятиэтажного, частью с нежилым подвалом, строения для ручного ткацкого производства, кладовых и спален для рабочих». Художественное решение фасадов здания принадлежит мастеру модерна А. М. Калмыкову (1863-1930).  Участковый архитектор Якиманской части Москвы Александр Михайлович певец «кирпичного» стиля, его авторству принадлежат краснокирпичное здание дирекции фабрики «Эйнем» и перестройка дома Третьякова под художественную галерею.

 В 1911 году мануфактура занимала территорию целого квартала между Якиманской набережной и Голутвинскими переулками 1-ым, 3-им и 4-ым.

 Дом директора фабрики, также расположенный на набережной, внесён в реестр памятников культуры федерального значения.

 Большевики передали управление мануфактурой Фабричному комитету, в который вошёл в том числе и М. Истомин, бывший председатель правления Товарищества Голутвинской мануфактуры.

 Вскоре фабрика получила кликуху «Красные текстильщики», под этим брендом она просуществовала до девяностых годов прошлого столетия и после закрытия и реконструкции производственных корпусов превратилась в офисный центр.

 Впереди по курсу возвышается фигура ни то Петер I, ни то Колумб, невесть как заблудившийся в Российских просторах.

Петр I

В тени монумента расположился Московский Речной Императорский Яхт-клуб – Императорский яхт-клуб с таким названием заведение здесь располагался и до революции.

Музеон

Закончилась Якиманская набережная, влево уходит 3-й Голутвинский переулок и начинается парк искусств Музеон, прощальный взгляд на практически европейские фасады 3-го Голутвинского переулка и вперёд.

Вид Голутвинского переулка из Музеона

Под этой лужайкой находится кафе YASHA и судя по отзывам очень даже неплохое. Парк привечает нас бурной растительностью, трудно понять – это цветы или снежные комья, оставшиеся от зимы.

Цветущие кусты в парке Музеон

Вот и искусство появилось - это произведение я назвал: - «Одинокий акын», понятия не имею, как это обозначил автор.

Одинокий акын в парке Музеон

Неожиданная встреча, хозяйка парка – белка, в объектив попалась только одна, хотя попрошайничают многие из них.

Белка в парке Музеон

Нас встречают неговорящие головы времён застоя, так и стоят.

Бюсты в парке Музеон

Этакая застенчивая нимфа притаилась в кустиках.

Застенчивая нимфа в парке Музеон

Вообще, я преклоняюсь перед Иосифом Виссарионовичем Сталиным и в этом состояние меня привела современная либеральная оппозиция, которая ничего не может создать кроме «ПОНОСА». Слово то какое шикарное. Я против сноса любого памятника пусть это последний ГенСек или самый несносный царь – это наша история. Плохая она или хорошая, но она наша! В истории любого государства есть позорные страницы, но они должны сплачивать общество для того, чтобы позор не повторился вновь.

И. В. Сталин в парке Музеон

В конце нашей короткой прогулки площадка под открытым небом под названием: - «Зал Белокаменной скульптуры».

Зал Белокаменной скульптуры в парке Музеон

Дальше наш путь лежит к выходу из этого парка под названием "Музеон" к Садовому Кольцу и Крымскому мосту.

Крымский мост

Построенный в 1938 году по проекту архитектора Александра Власова и инженера Бориса Петровича Константинова висячий мост через Москву-реку соединяет Зубовский бульвар с улицей Крымский Вал.  Название «Крымский» мост получил благодаря броду, по которому татарские войска совершали набеги на Москву.

Крымский мост в Москве

В 2007 году Правительство Москвы включило сооружение в реестр охраняемых объектов культурного наследия столицы.

Заключение

Мы прошлись с вами не просто по территории Москвы, а по истории государства Российского.

Если вам понравилось это виртуальное путешествие можете заглянуть в другую мою статью: "Как добраться до смотровой площадки «Воробьёвы горы» от метро Спортивная по Канатной дороге" и познакомиться с не менее интересной прогулкой.

Если Вам понравилась статья, обсуждайте статью и делитесь информацией в социальных сетях.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение